Тема по самообразованию для учителя истоков. Организация работы по самообразованию воспитателя

Профессия педагога относится к тем, которые требуют для постижения актуальных педагогических методик, тенденций учебно-воспитательной работы, специфики психофизиологического развития детей, поскольку устаревшие методы работы могут мешать гармоничному развитию дошкольников.

Инициатива осознания потребности в самообразовании должна исходить от педработника, которому оказывают содействие методисты и администрация детского сада.

Новые знания педагоги получают на курсах повышения квалификации. Проходить их обязаны все педработники как минимум раз в три года. Проще всего учиться дистанционно без отрыва от работы. Предлагаем рассмотреть два способа и выбрать тот, который вам больше подходит.

В результате систематической работы формируется образ:

  1. компетентного профессионала;
  2. специалиста, способного на самосовершенствование и активное изучение нового;
  3. воспитателя, достигающего высоких результатов в учебно-воспитательной деятельности;
  4. коммуникабельного и ответственного педагога.

План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС

Педагог должен постоянно учиться, чтобы передавать опыт и знания своим воспитанникам - в этом принцип непрерывного самообразования. регулярно пополняется новыми методиками и технологиями, издаются новые учебники, разрабатываются новые способы педагогической деятельности, меняется законодательная база. Знания и навыки, которые были получены давно, забываются, а поскольку процесс общественного развития ни на секунду не останавливается, педагогам в детском саду не обойтись без плана самообразования воспитателя в ДОУ по ФГОС .

Самообразование - это систематический процесс самостоятельного изучения новых педагогических методик, технологий и принципов, творческая и познавательная деятельность педработника, которая предполагает творческую интерпретацию и внедрение нового в педагогическую практику; целенаправленная работа по углублению и расширению багажа знаний, совершенствованию апробированных и приобретению новых профессиональных навыков.

Считается, что лучшая тема для самообразования педагога - та, которая является предметом острого интереса специалиста или вызывает у него определенные затруднения. Чтобы обнаружить пробелы в знаниях, следует консультироваться с коллегами и учиться всесторонне анализировать изучаемую тему. Воспитатели детского сада осознанно планируют работу по самообразованию , учитывая актуальные направления обучения:

  • изменения в законодательной базе, касающейся дошкольного образования;
  • изучение инновационных методических рекомендаций и учебно-методической литературы;
  • осведомленность в вопросах передовых достижений педагогической мысли, возрастной психологии и физиологии дошкольников;
  • знакомство с актуальными времени педагогическими технологиями, парциальными программами, передовым опытом других детских садов;
  • повышение общекультурного уровня, мировоззрения и кругозора.

Условия эффективноого самообразовательного процесса:

  • владение методикой самопознания и познания, ;
  • реализация потребности в профессионально-личностном росте;
  • способность рефлексировать, осмысливая собственные чувства, успехи и действия, максимально объективно оценивая свою деятельность;
  • практическое применение опыта и знаний, полученных в процессе самообразования, что позволяет закрепить результат и определить горизонты для дальнейшей работы над собой.

Для повышения уровня педагогического мастерства воспитатели используют все доступные формы самообразования, в том числе бесплатные и те, которые требуют помощи коллег или дополнительного финансирования:

  • работа с монографиями и периодикой, библиотечным фондом;
  • формировнаие собственной тематической картотеки;
  • взаимовыгодное сотрудничество с коллегами и методистами в контексте тренингов, семинаров или научных конференций;
  • консультирование в профессиональных учебных центрах повышения квалификации, на кафедрах профильных вузов;
  • взаимодействие с региональными центром развивающих и психолого-диагностических методик.

Планирование работы над собой ставит целью достижение определенных результатов самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС :

  1. Рост педагогического мастерства, подтвержденный конкретными показателями.
  2. Разработка инновационных средств и методов педагогической деяытельности.
  3. Написание докладов, текстов мастер-классов, выступлений, подготовка семинаров и выставок.
  4. Создание методических рекомендаций и учебных пособий, различных программ и авторских разработок.
  5. Провкдение воспитательных мероприятий и открытых уроков.
  6. Формирование комплекса разработок и обновление уже имеющихся учебно-методических материалов.

Самообразование для воспитателей детского сада по ФГОС: принципы планирования

Планируя самообразование, воспитателю достаточно остановить свой выбор на любом аспекте профессиональной деятельности, который вызывает сложности; на одной из задач ДОУ на текущий год; на теме, в которой к уже имеющемуся опыту и достигнутому результату можно будет добавить новые навыки и знания.

В вопросах планирования работы по самообразованию воспитателям оказывают помощь штатные методисты или старшие воспитатели. Именно они помогают сформулировать тему работы , определить задачи и цели, организовать работу воспитателя на ближайшее время или на долгосрочную перспективу (на несколько лет), составить план самообразования воспитателя ДОО и содействовать его реализации, а после - оценить результаты проделанной работы.

Самообразование для воспитателей детского сада по ФГОС должно осуществляться сознательно и добровольно. Образовательный процесс для воспитателей условно делится на пять этапов работы.

Определяя темы самообразования по ФГОС, воспитель в ДОУ может столкнуться с рядом затруднений, однако при правильном подходе можно найти решение каждой из проблем.

1. Если сложно выбрать и сформулировать тему, стоит определить значимую в ближайшей перспективе тематику, а идеи формулирования темы почерпнуть из государственного стандарта или учебных программ.

2. Если сложно подобрать методическую литературу, обратившись в библиотеку или методический кабинет, стоит обращать внимание на аннотации и оглавление, которое поможет оперативно сориентироваться в содержании. Чтобы упростить поиск литературы, достаточно четко сформулировать вопросы в рамках тематики самообразования.

3. Если сложно понять методический материал, следует использовать ключевые тезисы и конспектирование прочитанного, тщательно систематизировать информацию, определяя важные понятия, основные факты и значения. Новые термины лучше растолковывать с помощью справочников и словарей.

Выбор темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС

Подготовка к написанию плана самообразования начинается с выбора темы, определить которую воспитателю поможет методист или старший воспитатель. Если педагог уверен в своих силах, он может самостоятельно проанализировать практическую значимость и актуальность выбранной темы.

Считается, что на выбор темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС влияет 7 ключевых факторов:

  • Ежедневный поток информации - воспитатель нуждается в поиске, изучении и анализе новой информации в ходе подготовки к занятиям, общим мероприятиям, родительским собраниям или выступлениям на педсовете.
  • Творческий порыв - творческий человек нуждается в новшествах, поскольку он не может на протяжении долгих лет работать по единому плану или методике. Работа воспитателя будет доставлять удовольствие, если он постоянно будет хотеть большего.
  • Развитие общества - все изменения, которые происходят в жизни общества, в первую очередь отражаются на детях, которые формируют образ современного педагога.
  • Конкуренция - престиж воспитателя, его профессиональная репутация во многом определяют наполняемость групп, потому педагоги работают на свое имя, чтобы в дальнейшем оно привлекало к нему воспитанников.
  • Материальный стимул - педагогическое мастерство и квалификация влияют на квалификационную категорию, назначение премии, надбавок, муниципальных или правительственных наград.
  • Общественное мнение - вопрос престижа и восприятия педагога окружающими важен для воспитателя (никто не хочет быть непрофессионалом).
  • Личный интерес - потребность в получении новых знаний.
  • изучением практики проведения конструктивной работы;
  • освоением базового уровня педагогического мастерства;
  • осознанием важности и значимости реализации развивающей концепции и индивидуальной модели воспитания и образования.

Для воспитателей ДОУ с опытом работы более пяти лет по самообразованию, связанные с:

  • освоением методов прогнозирования образовательного процесса с целью повышения качественных показателей в рамках вариативного образования;
  • раскрытием творческого таланта;
  • применением учебно-методических знаний на практике.

Педагоги с большим опытом и высоким уровнем профессионального мастерства чаще выбирают темы, затрагивающие:

  • развитие профессиональной гибкости, подстраивание профессиональной деятельности под реалии современного общества;
  • практику наставничества и помощи молодым специалистам;
  • раскрытие творческих возможностей;
  • исследовательскую работу, основанную на собственном многолетнем опыте.

Воспитателям ДОУ, не имеющим профильного образования, предлагаются темы:

  • изучение основ методической работы с дошкольниками младших групп;
  • адаптации к образовательному и воспитательному процессу в ДОУ;

Условно темы подразделяются на два вида: краткосрочные (реализуются в течение года) и долгосрочные (реализуются от трех до пяти лет).

Темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС: основные сложности

Темы по самообразованию для воспитателей в детском саду по ФГОС формулируются в зависимости направления развития детей: социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической, развитие речи и физической формы.

​Самообразование воспитателя в ДОУ: темы по ФГОС

На выбор педагога ФГОС дошкольного образования предлагает ряд тем:

Тетрадь по самообразованию воспитателя детского сада ФГОС

По завершению учебного года воспитатель отчитывается по работе по самообразованию, заполняя отчетные документы, давая открытые занятия, мастер-классы или отчетные мероприятия, выступая с докладом на заседании педагогического совета. Одной из форм отчетности является тетрадь по детского сада по ФГОС , содержание которой отражает все этапы работы над самосовершенствованием педагогического мастерства специалиста:

  1. Наименование темы, ее актуальность, цели и задачи работы.
  2. Способы и пути решения поставленной проблемы (методическая работа, взаимодействие с родителями и воспитанниками, работа с нормативной базой и методической литературой).
  3. Выход темы.
  4. Список использованной литературы.

В отчетной документации подаются сведения, подтверждающие совершенствование профессиональныз навыков и знаний, внедрение на практике инновационных методик и педтехнологий, анализ работы по самообразованию, систематизированные выводы.

Со стороны администрации ДОУ итоги самообразования воспитателя подводятся в форме наблюдения и контроля за реализацией учебно-воспитательного процесса, распространения передового опыта на заседаниях педсовета и в СМИ, презентации процесса самообразования на местном уровне.

Если процесс самообразования был организован правильно, педагог отметит более глубокое развитие личности, конкретизацию знаний, рост профессиональной компетентности, возможность анализировать работу с детьми, результативный поиск приоритетных приемов взаимодействия с воспитанниками и взрослыми, овладение исследовательской и диагностической деятельностью, формирование гибкости мышления, раскрытие творческого потенциала.

Узнать больше об самообразовании воспитателей в ДОУ можно в статьях:
1.

САМООБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

Самообразование - это форма индивидуальной учебной деятельности сотрудника , мотивированная профессиональными потребностями и интересами, и направленная на приобретение необходимых знаний, умений и навыков, их постоянное совершенствование, а также на развитие профессионально значимых качеств его личности .

Самообразование - это совершенствование педагогом его профессиональных знаний и умений, приобретение новых.

Основные направления самообразования воспитателей :

  • ознакомление с новой нормативной документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении
  • исследование новой научно-методической литературы
  • изучение актуальных достижений педагогической науки, а также возрастной психологии и физиологии
  • ознакомление с новейшими программами и педагогическими технологиями
  • знакомство с передовым опытом дошкольных учреждений
  • совершенствование общего уровня развития.

Формы повышения квалификации педагогов

  1. Педсовет. Такая форма деятельности предполагает коллективное обсуждение актуальных вопросов педагогики в детском дошкольном учреждении. Педсоветы могут проводиться на определённую тематику или включать в себя рассмотрение разных вопросов. Хорошо, когда в процессе педсовета можно не только заслушать вопрос и обсудить его, но и провести тренинг, перенять позитивный педагогический опыт, сделать анализ.
  2. Обучающий семинар. Может проводиться в детском саду, в управлении по вопросам образования, на профильных кафедрах высших учебных заведений. Семинар направлен, прежде всего, на повышение теоретического уровня подготовки педагога. В процессе семинара нужно задействовать присутствующих педагогов, предлагая им задания, тренирующие педагогические способности.
  3. Курсы повышения квалификации. Проводятся в колледже или институте. После прослушивания курса лекций и самостоятельной работы педагог должен подготовить и защитить выпускную работу.
  4. Консультация. Инициатор этой формы повышения квалификации воспитателей - старший воспитатель детского сада или методист. Старший педагогический сотрудник детского дошкольного учреждения может предварительно планировать проведение консультаций, на которых воспитатели могут узнать о новинках методической литературы, нормативной документации, современных подходах к обучению и воспитанию дошкольников. Кроме методиста, к проведению консультаций могут привлекаться специалисты: детские психологи, педиатры, логопеды.
  5. Открытые занятия. Они играют немаловажную роль с целью повышения квалификации педагогов, ведь тот, кто проводит занятие, стремится продемонстрировать свои наработки, а те, кто приходит для просмотра, перенимают положительный педагогический опыт и учатся анализировать.
  6. Изучение педагогического опыта . Включает в себя:
  • изучение и анализ педагогических материалов (конспектов, планов, педагогических дневников и журналов, сценариев утренников и других мероприятий, образцов дидактических материалов, экземпляров детского творчества, образцов информационных материалов для родителей и др.). Хорошим способом собрать свой педагогический опыт является ведение «Методической папки воспитателя».
  • посещение открытых занятий
  • презентация и обсуждение опыта педагогов на педсоветах и семинарах.
  1. Педагогический тренинг. Привлекая к сотрудничеству опытного педагога или психолога, можно развивать разнообразные педагогические способности воспитателей, отрабатывать навыки работы с детьми, обучать новым педагогическим технологиям. Педагогический тренинг направлен не только на саморазвитие, но и на самоанализ.

«Совет. Чтобы начать работу по самообразованию, нужно выявить проблему, по которой хотели бы углубить свои знания и навыки, и усиленно заняться её решением».

План работы воспитателя по самообразованию - это обязательная часть организации деятельности по профессиональному развитию. Многие не любят составлять планы , считая их пустой работой. План помогает организовать будущую деятельность правильно, систематизировать её, наметить перспективы. План работы по самообразованию представляет собой программу методической деятельности на учебный год.

При составлении плана работы по самообразованию воспитателю нужно обратить внимание на следующее:

  1. Выбирая ту или иную тему, нужно обосновать свой выбор, руководствуясь актуальностью.
  2. Следует показать взаимосвязь выбранной темы с целями и задачами современной системы дошкольного воспитания.
  3. Нужно осветить результаты предварительной работы педагога.
  4. Выбирая тему самообразования, точно указать, на каких программах и методиках она основана.
  5. Нужно помнить о том, что теория должна быть применима на практике.
  6. Необходимо обосновать выбор форм взаимодействия педагога с дошкольниками.
  7. В рамках темы следует запланировать проведение диагностики.
  8. В плане самообразования нужно описать собственные методические разработки.
  9. Нужно запланировать анализ полученных результатов.
  10. Наметить перспективы дальнейшей педагогической деятельности.

Основные направления самообразования воспитателей: ознакомление с новой нормативной документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении; исследование новой научно-методической литературы; изучение актуальных достижений педагогической науки, а также возрастной психологии и физиологии; ознакомление с новейшими программами и педагогическими технологиями; знакомство с передовым опытом дошкольных учреждений; совершенствование общего уровня развития.

Формы повышения квалификации педагогов Педсовет Обучающий семинар Курсы повышения квалификации Консультации Открытые занятия Изучение педагогического опыта Педагогический тренинг

План работы воспитателя по самообразованию 1л. Титульный лист План работы воспитателя по самообразованию на период _____________

Памятка для педагогов по организации самообразования

САМООБРАЗОВАНИЕ - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. «САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала» (педагогический словарь)

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ

КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ

    Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника.

    Формирование экологической культуры личности.

    Экологическое воспитание в семье.

    Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при переходе из начальной школы в среднюю).

    Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.

    Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей старшеклассников.

    Нравственное воспитание школьников.

    Этический диалог как форма нравственного воспитания.

    Формирование нравственной самооценки школьников в процессе воспитания этической культуры.

    Культурологический подход к воспитанию.

    Формирование творческой личности.

    Этнопедагогические основы воспитания межэтнической гармонии в многонациональной и разноконфессиональной среде.

    Воспитание культуры межнационального общения:

    Социально-педагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя).

    Деятельность классного руководителя (воспитателя) по социальной защите ребенка.

    Социально-педагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя) с неблагополучными семьями.

    Воспитательный потенциал средств массовой информации и коммуникации.

    Воспитание школьников в процессе освоения ими компьютерных технологий.

    Научно-методические подходы к организации полового воспитания учащихся.

    Воспитание учащихся в познавательной творческой деятельности

    Организация работы с одаренными детьми.

    Личностно-ориентированный подход к воспитанию.

    Современные технологии воспитания: сущность, опыт внедрения, перспективы развития.

    Технология создания ситуации успеха для ученика во внеурочное время.

    Воспитательная система класса.

    Организация коллективной творческой деятельности учащихся.

    Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности

    Активные формы работы с воспитанниками.

    Особенности групповой работы с учащимися во внеурочное время.

    Технология индивидуальной работы с учащимися.

    Самоуправление в классе.

    Ценностные приоритеты патриотического воспитания учащихся в современной школе.

    Формирование национального самосознания школьников.

    Воспитание учащихся на основе традиций украинского народа.

    Туристско-краеведческая работа как одно из важных направлений деятельности классного руководителя по воспитанию у учащихся любви и уважения к родному краю.

    Самовоспитание школьников.

    Формирование коммуникативной компетентности учащихся.

    Формирование навыков здорового образа жизни у школьников.

    Формы физического воспитания школьников во внеурочное время.

    Подготовка учащихся к жизни в условиях рыночных отношений.

    Подготовка учащихся к семейной жизни.

    Семейное воспитание – необходимое условие обеспечения духовного единства поколений.

    Диагностический инструментарий классного руководителя.

    Психолого-педагогический ключ к пониманию личности школьника.

    Роль классного руководителя в создании и развитии детского коллектива.

    Выдающиеся педагоги современности о воспитании школьников.

    Роль классного руководителя в воспитании подростков девиантного поведения.

    Формы профилактики правонарушений в подростковой среде.

    Формирование правовой культуры старшеклассников.

    Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников.

    Подготовка воспитанников к жизни в условиях рыночных отношений.

    Традиции детского коллектива.

    Формы проведения часа классного руководителя (классного часа, воспитательного часа).

    Совместная деятельность классного руководителя (воспитателя) с учителями-предметниками.

    Пути взаимодействия классного руководителя (воспитателя) и психолога по изучению личности воспитанников.

    Изучение уровня воспитанности школьников.

    Игра как важное средство воспитания школьников.

    Совместная деятельность педагогов школы и семьи по трудовому воспитанию школьников.

    Художественно-эстетическое воспитание учащихся на примерах музыкального, изобразительного искусства, художественной литературы.

    Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами фольклора.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

    Актуализация возможностей проблемного обучения.

    Виды словарной работы на уроках русского языка

    Виды письменных работ творческого характера.

    Внедрение в практику работы современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетенции младших школьников

    Влияние ИКТ- компетенции педагога на повышение качества знаний учащихся

    Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации

    Деятельностный метод в развитии познавательных процессов (во внеурочной деятельности)

    Занимательные задачи в курсе математики.

    Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

    Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве.

    Исследовательская позиция ребёнка как фактор развития одарённости

    Использование ИКТ технологий в деятельности учителя начальных классов.

    Использование информационных технологий в образовании.

    Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника.

    Изучение программы Microsoft Office Power Point и использование электронных презентаций на уроках в начальной школе

    Использование мультимедийных дидактических средств на уроках в начальной школе

    Использование ИКТ в деятельности учителя начальных классов

    Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока

    Использование ИКТ на уроках в начальной школе

    Игровая деятельность В ГПД

    ИКТ на уроке обучения грамоте в 1 классе

    Использование дидактических игр на уроках литературного чтения для развития памяти, воображения детей

    Использование современных образовательных технологий в формировании ключевых компетентностей младшего школьника

    Использование возможностей интерактивной доски Panabord на уроках естествознания в формировании познавательной активности учащихся

    Использование проблемных технологий на уроках математики в начальной школе

    Использование ИКТ - технологий в начальных классах – как одно из условий повышения качества образования

    Использование ИКТ на уроках окружающего мира

    Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе с целью развития интеллектуальных способностей учащихся.

    Использование ИКТ на уроках математики для повышения качества образования младших школьников.

    Использование проблемных ситуаций на уроках математики.

    Изучение и внедрение проектной деятельности (индивидуальной и коллективной) в УМК «Гармония».

    Использование дидактических игр на уроках письма и развития речи в коррекционном классе.

    Использование информационных технологий в обучении младших школьников.

    Классный руководитель – координатор школы, семьи и социума

    Клубный час

    Критериальное оценивание в начальной школе.

    Мониторинг учебных достижений по теме: «Безударная гласная

    Освоение методологии проектирования концепции развития универсальных учебных действий (УУД) для начального общего образования

    Организация внеучебной деятельности школьников на начальной ступени обучения.

    Обучение динамическому чтению в свете новых образовательных стандартов образования».

    Оценка достижений планируемых результатов освоения основных образовательных программ в 4-х классах.

    Организация групповой работы

    Освоение возможностей новой операционной системы в рамках повышения ИКТ-компетенции с практическим применением на уроках математики

    Проектная внеурочная деятельность учащихся начальной школы как условие развития их творческих способностей

    Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения

    Применение ИКТ в начальной школе

    Построение образовательного процесса на начальной ступени в соответствии с требованиями ФГОС.

    Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

    Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.

    Проблемное обучение на уроке обучения грамоте (литературного чтения) в начальных классах по программе «Школа 21 века».

    Проектная деятельность на уроках и во внеурочное время

    Проектная деятельность на уроках окружающего мира

    Применение ИКТ на уроке окружающего мира в 4 классе

    Применение ИКТ на уроках русского языка во 2 классе

    Применение ИКТ на уроке окружающего мира во 2 классе

    Проектно – исследовательская деятельность на уроках в начальных классах

    Повышение ИКТ - компетентности, освоение возможностей использования интерактивной доски Panabord на уроках естествознания

    Повышение качества образования на уроках математики в 1 классе путем использования программы mimio

    Повышение ИКТ-компетентности, освоение возможностей использования программы mimio на уроках русского языка

    Повышение качества преподавания через использование интерактивной доски Panabord на уроках истории

    Применение информационных технологий с целью развития творческих способностей учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.

    Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов

    Проблемы преемственности между начальным и средним звеном, пути их решения

    Проблемные ситуации на уроках.

    Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей

    Правильный психологический настрой учащихся, как один из факторов успешного обучения младших школьников.

    Решение орфографических задач как средство развития грамотной личности.

    Развитие речи учащихся как одна из основных задач начального образования.

    Развитие математических способностей учащихся рамках программы «Школы 2100», как средство активизации учебной деятельности.

    Ролевая игра как интерактивный метод обучения

    Развитие логического мышления в процессе обучения математике

    Развитие творческой активности на уроках окружающего мира через внедрение ИКТ

    Развитие творческих способностей младших школьников на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения

    Развитие устной речи учащихся при опоре на творческие способности

    Решение простых задач – основа успешного усвоения способов решения составных задач

    Развитие речи мл. школьников

    Работа с одаренными детьми

    Работа с гиперактивным ребенком

    Развитие творческих способностей и креативного мышления у учащихся ГПД

    Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий

    Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС

    Развитие познавательных способностей у младших школьников

    Развитие творческого мышления на уроках математики

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения.

    Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики.

    Развитие логического мышления на уроках математики.

    Развитие речи с элементами развивающего обучения на уроках чтения, русского языка

    Развитие навыков устного счета на уроках математики

    Развитие речи на уроках

    Развитие устного счета на уроках математики, активизация учащихся на всех уроках

    Развитие орфографической зоркости

    Совершенствование системы педагогической диагностики с целью повышения качества обученности учащихся.

    Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности

    Создание здоровьесберегающей среды на уроках физического воспитания с учетом индивидуальных особенностей детей.

    Тестирование как средство организации контроля в начальной школе

    Формирование у учащихся привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями через уроки физической культуры и внеклассной работы.

    Формирование коллектива, развитие самостоятельности на уроках

    Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

    Три составляющие в воспитании детей: семья, школа, общество

    Технология формирования типа правильной читательской деятельности

    Тестирование как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов

    Технология развития критического мышления

    Технология проблемно-диалогического обучения

    Технология дифференцированного обучения

    Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках и во внеурочное время

    Формирование готовности обучающихся к итоговому тестированию в начальной школе.

    Формирование познавательной мотивации на уроках русского языка в начальной школе

    Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

    Формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья у учащихся.

    Формирование навыков выразительного чтения.

    Физкультурно-оздоровительная работа в ГПД

    Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности

    Формирование познавательной активности на уроках математики путем использования современных информационных технологий

    Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка путем использования современных информационных технологий

    Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

    Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов

    Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

    Формирование навыков устного счёта путём применения интерактивных методов и форм обучения

    Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО второго поколения

    Эффективные методы и приемы обучения чтению.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ

«Развитие познавательной активности у учащихся на уроках биологии».

«Личностно-ориентированный подход через межпредметные связи и проектную деятельность».

. «Развитие восприятия музыки как основа воспитания музыкальной культуры школьников».

«Музей в учебном заведении».

«Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках».

«Решение задач повышенной сложности как средство развития познавательной активности учащихся».

«Формирование условий для создания эмоционального и психологического комфорта на уроке русского языка через различные средства наглядности, в том числе ИКТ».

«Исследовательская деятельность учащихся при изучении истории родного края как одно из условий формирования творческой личности», 10.: «Влияние индивидуальных подходов к личности человека на развитие умственных способностей».

«Формирование речевой компетенции учащихся на уроках развития речи».

«Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков в процессе обучения русскому языку в 6-ых и 9-х классах».

«Научно-исследовательская работа на уроках биологии».

«Формирование познавательной самостоятельности учащихся».

«Основы методологии научно-педагогического исследования по физической культуре и спорту».

«Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы».

«Методика работы над сжатым изложением на уроках русского языка в 8-х-9-х классах».

«Краеведение в обучении географии».

«Метод минипроектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся».

«Применение игровых технологий на уроках русского языка».

«Совершенствование техники чтения младших школьников».

«Развитие познавательных способностей на уроках математики».

«Индивидуализация обучения как фактор успешности учения учащихся».

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики и во внеурочное время».

«Развитие фонетической стороны речи на базе цифровых технологий».

«Методика подготовки учащихся к олимпиадам».

Развитие творческих способностей детей в урочное и во внеурочное время».

«Использование информационных технологий в условиях модернизации образовательного процесса».

«Формирование у учащихся компетентностного подхода к изучению биологии».

«Использование информационных технологий на уроках математики в условиях модернизации образовательного процесса».

«Комплексный анализ текста на уроках русского языка»

«Работа с текстом на уроках русского языка»

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»

«Компетенции и компетентностный подход в преподавании математики»

«Совершенствование учебно – познавательных компетенций учащихся на уроках математики с использованием ИКТ

«Формирование ценностно – смысловых компетенций учащихся на уроках математики»

«Конструирование учебного занятия»

«Методические аспекты преподавания тем «Компьютерные коммуникации и Интернет» и «Веб – конструирование»

«Формирование приемов самостоятельной работы учащихся с учебной информацией на уроках географии»

«Активные приемы и методы в обучении грамматике»

«Тестирование как средство контроля»

«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в начальной школе»

«Формирование языковых компетенций через ИКТ»

«Развитие иноязычной компетенции учащихся в условиях профильного обучения »

«Роль ИКТ в формировании ключевых компетенций учащихся»

«Роль истории и обществознания в формировании базовых компетенций учащихся»

«Личностно – ориентированный подход в преподавании истории и обществознания.

« Интернет – технологии для учителя – предметника".

Алгоритм работы учителя по самообразованию.

    Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям и в соответствии с методической темой школы

    Разработка плана по самообразованию

    Определение источников информации

    Изучение теоретических источников

    Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, мероприятий)

    Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов

    Подготовка отчета по теме самообразования

    Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности

Критерии эффективности самообразования.

    Тема соответствует потребностям педагога и носит проблемный характер

    Качественно составлен план (правильно определена цель, поставлены задачи, присутствует процессуально-содержательный компонент)

    Имеет место научная обоснованность плана

    Определена результативность педагогической деятельности в данном направлении

    Прослеживается значимость и перспективность педагогического труда

    Наблюдается положительная динамика результатов деятельности учащихся

    Очевиден интерес учителя к продолжению самообразования

    Проявлена заинтересованность в данной теме со стороны педагогического совета

    Видна способность к творческой деятельности в решении поставленных задач

    Формируется социальная (способность брать на себя ответственность за деятельность других), психологическая (понимание роли самообразования) компетентности

    Развивается способность использования в своей работе информационных технологий

Коллегиальный принцип может быть учтен и при разработке алгоритма стимулирования (морального и материального) самообразования.

Папка «Самообразовании». Примерное содержание.

1. Титульный лист

3. Перспективный план самообразовательной деятельности на 5 лет.

    Изучение психолого-педагогической литературы

    Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

    Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

    Участие в системе методической работы школы

    Участие в системе методической работы района и области

    Курсовая переподготовка

4. Индивидуальный план самообразовательной деятельности на текущий год

5. Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год

6. Материалы работы над индивидуальной методической темой

    Теоретическая часть (изучение литературы по теме, знакомство с практическим опытом работы по данной проблеме)

    Практическая часть (разработка дидактических материалов для практического внедрения, конспекты уроков, внеклассных мероприятий)

7.Посещение уроков, внеклассных мероприятий у коллег.

Примерный план работы педагога по самообразованию

Этапы

Сроки

1. Организационно-диагно­стический

1.Анализ затруднений.

2.Постановка проблемы.

3.Диагностические срезы.

4.Определение цели и задач работы над темой.

работы над

II. Теоретико-прогностический

1.Изучение литературы, имеющегося опыта по проблеме

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов

4.Методическое обеспечение

5.Подготовка материально-технической базы

1-й (2-й) год

работы над

III. Практи­ческий

1. Внедрение ППО, системы мер, направлен­ных на решение проблемы.

2. Формирование методического комплекса.

3.Отслеживание процесса, текущих, проме­жуточных результатов.

4. Корректировка работы

IV. Обобща­ющий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме самообразования.

3. Представление материалов

4. Проведение диагностики с целью отслеживания результата работы

V. Внедрен­ческий

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

Алгоритм осуществления процесса самообразования

Первый этап – Организационно-диагно­стический
Цель: изучение ситуации по выбранной проблеме, определение темы по самообразованию.
Формы представления результата работы: определение темы по самообразованию.

Второй этап – Теоретико-прогностический
Цель: определение этапов, форм и методов исследования выбранной темы,изучение теоретических основ и практического опыта по теме.
Формы представления результата работы: план-программа самообразования.

Третий этап – Практи­ческий Цель: внедрение в практику подготовленного материала.
Формы представления результата работы: конспекты, сценарии, разработки, буклеты, памятки и др.

Четвертый этап – Обобща­ющий Цель: Оформление результатов работы по теме самообразования внедрение в практику подготовленного материала.
Форма представления результата работы: проведение мероприятий по теме самообразования, направленных на всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители).

Пятый этап – Внедрен­ческий
Цель:, самоанализ педагогической деятельности.
Формы представления результата работы: папка-представление передового опыта, презентация и др.

Индивидуальный план самообразовательной деятельности на _______20_____ учебный год

(примерный вариант 1)

месяц

Направления работы

Способы достижений

Анализ достижений

Сентябрь

(Пример):Работа с документацией

Знакомство и анализ документации

(примерный вариант 2)

четверть

Направления работы

Способы достижений

Анализ достижений

Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год. (Вариант 1)

1.Организация работы по самообразованию. Изучение литературы по теме________________

Название книги, статьи, документа…

Издательство; название электронного сайта

Краткая анатация, заметки

2.Практическая реализация темы по самообразованию

Форма

Тема

Уровень

Дата

Открытый урок, мастер-класс, выступление, статья, публикация и т.п.

Школьный,районный, областной, всероссийский

Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год. (Вариант 2)

Анализ самообразовательной деятельности педагога __________________________за 20__ - 20__ уч.г.

    Литература, изученная по данной проблеме:_____________________________________________________

    Основные направления в работе:

а) составление памяток, конспектов уроков, сборников текстов, задач, заданий, тестов и др.

б) выступления на методических объединениях по темам:

в) диагностика результатов применения новых методов и приёмов работы: ______________________________________________________________

3. Анализ успешной реализации целей и задач, поставленных при выборе темы самообразования

______________________________________________________________

4. Использование новых образовательных технологий, методов, приёмов как результат работы по самообразованию: ______________________________________________________________

а) какие методы, формы использовали? _____________________________________________________________

б) какой результат достигнут? ______________________________________________________________

5. В каком направлении будут продолжать работу по самообразованию:

а) составление каталога литературы ______________________________________________________________

б) обобщение диагностического материала _____________________________________________________________

в) выступление на МО, педсовете и т.д. ______________________________________________________________

г) обобщение опыта ______________________________________________________________

другое________________________________________________________

Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких- либо достижений. И в личном плане самообразование учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. :

    повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

    разработанные или изданные учебные пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

    разработка новых форм, методов и приемов обучения;

    доклады, выступления;

    разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

    разработка методических информаций по применению новых методических технологий;

    разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

    создание комплектов педагогических разработок;

    проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.

  • защита исследовательской работы

    показ воспитанниками новых форм взаимодействия в процессе обучения

  • листовка,

  • открытое занятие

    проведение семинара

    обучения коллег новым методикам

    практикум (тренинг)

Памятка к исследовательской работе педагога

    Как правильно сформулировать тему :

    Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:

Изучаемый процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение

Исследование

Развитие

Формирование

Становление

Воспитание

Разработка

Организация

Познавательные способности

Познавательная активность

Умения что-то делать

Личностные качества

Любознательность

Самостоятельность

Наблюдательность

На музыкальных занятиях

На экскурсиях в природу

В процессе изучения чего-либо

В процессе знакомства с чем – либо

В игровой деятельности

Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время прогулок в природу»

    Формулировка темы по схемам:

  • ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО
  • ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО

    Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО –ТО

Например:

«Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»

«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

    Определение актуальности и новизны исследования

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?

Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.

Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

    Формулирование цели исследования

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.

Например: тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.

    Формулирование задач исследования

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулировки задач

Примерный перечень тем по самообразованию педагога.

  • Развитие творческой активности учащихся на уроках
  • Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики
  • Использование игровых технологий на уроках математики
  • Использование компьютера в преподавании физики
  • Применение интегрированного обучения на уроках биологии и химии.
  • Применение круговой тренировки для отработки навыков игры в баскетбол
  • Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ
  • Использование материалов школьного музея на уроках истории
  • Использование приемов проектной методики на уроках английского языка
  • Возможности использования личностно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы
  • Осуществление межпредметных связей в процессе преподавания географии.
  • Использование метода проектов в преподавании
  • Учет индивидуальных особенностей учащихся при изучении математики.
  • Использование информационно-коммуникационных технологий как средство повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей.
  • Использование элементов системы развивающего обучения на уроках математики.
  • Роль рефлексии в организации и привитии навыков учебного труда.
  • Технология деятельностного подхода на уроках математики как метод повышения качества знаний.
  • Использование компьютера в преподавании различных предметов.(для учителя информатики)
  • Повышение познавательной активности на уроках информатики.
  • Использование Интернет-ресурсов при проведении уроков информатики.
  • Компьютерные технологии на уроках физики как метод повышения качества знаний.
  • Приемы и методы активизации познавательной деятельности на уроках химии.
  • Учет индивидуальных особенностей - основа дифференцированного обучения учащихся.
  • Повышение качества знаний через применение современных педагогических технологий.
  • Экологическое направление в воспитании учащихся на уроках географии.
  • Самостоятельная работа учащихся на уроках
  • Формирование разносторонне развитой личности с помощью подвижных и спортивных игр на уроке физкультуры

Примерные темы самообразования

  1. Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках.
  2. Проблемный подход в изучении нового материала, как средство активизации мыслительной деятельности.
  3. Создание проблемных ситуаций через активную самостоятельную деятельность ученика.
  4. Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках.
  5. Исследовательская деятельность учащихся.
  6. Исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время.
  7. Разноуровневая дифференциация учащихся на уроках.
  8. Использование информационных технологий в преподавании.
  9. Развитие познавательной активности у учащихся на уроках.
  10. Личностно-ориентированный подход через межпредметные связи и проектную деятельность.
  11. Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ЦТ.
  12. Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках.
  13. Формирование условий для создания эмоционального и психологического комфорта на уроке через различные средства наглядности, в том числе ИКТ.
  14. Исследовательская деятельность учащихся при изучении истории родного края как одно из условий формирования творческой личности.
  15. Формирование познавательной самостоятельности учащихся.
  16. Метод минипроектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
  17. Применение игровых технологий на уроках.
  18. Индивидуализация обучения как фактор успешности учения учащихся.
  19. Методика подготовки учащихся к олимпиадам.
  20. Использование информационных технологий на уроках в условиях модернизации образовательного процесса.
  21. Формирование у учащихся компетентностного подхода к изучению истории.
  22. Методы и формы внеурочной работы.
  23. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках средствами ИКТ.
  24. Использование тестов на уроках истории и общественных дисциплин как средство развития учебно-интеллектуальных умений учащихся.
  25. Развитие критического мышления на уроках.
  26. Технология развития критического мышления на уроке.
  27. Личностно-ориентированное обучение через дифференцированный подход.
  28. Дифференцированное обучение.
  29. Познавательная и творческая активность учащихся на уроках. Модульная технология в обучении.
  30. Стимулы учебной деятельности учащихся - работа учащихся с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением.
  31. Развитие способностей учащихся через овладение различными видами учебной деятельности.
  32. Практическая направленность на уроках.
  33. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
  34. Личностно- ориентированный подход в обучении.
  35. Групповые и парные формы работы на уроках.
  36. Активизация работы учащихся при изучении истории. Повышение мотивации.
  37. Формирование навыков самостоятельной работы на уроках.
  38. Проектная работа по истории.
  39. Роль школьного курса истории в социализации личности молодого человека (ученика)
  40. Формирование навыков исследовательской работы у учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Примерные темы самообразования учителей иностранных языков

1. Проблемы формирования картины мира, характерной для страны изучаемого языка, у учащихся при обучении иностранному языку.
2. Этнокультурный компонент в содержании образования в контексте преподавания иностранных языков.
3. Роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иностранных языков.
4. Использование интерактивных форм работы в процессе формирования речевой компетенции учащихся средней школы.
5. Контроль сформированности иноязычной языковой компетенции.
6. Коммуникативный подход к обучению грамматике иностранного языка.
7. Самостоятельная контролируемая работа учащихся в обучении иностранному языку.
8. Использование технологии сотрудничества при обучении иноязычному общению.
9. Развитие креативного мышления школьников на уроке иностранного языка.
10. Развитие личности учащегося в процессе обучения межкультурной коммуникации.
11. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования.
12. Система работы учителя с высоко мотивированными учащимися.
13. Интегрированное обучение иностранному языку в современной школе.
14. Социальные технологии в обучении учащихся иноязычному общению.

План самообразования воспитателя входит в обязательную часть дополнительного развития педагога. Сами воспитатели относятся к подобным планам негативно, называют их «бумаготворчеством, бесконечной и пустой тратой времени, тогда как хочется просто работать с детьми». Несмотря на это, план помогает систематизировать работу воспитателя, отражает результативность его деятельности, позволяет выработать перспективу дальнейшего общения с детьми. В плане содержится программа методической деятельности на предстоящий учебный год.

Этапы работы над планом самообразования

План самообразования воспитателя можно разделить на несколько частей:

1. Следует обосновать свой выбор, почему была выбрана именно эта тема для работы.

2. Каким образом коррелирует выбранная тема с основными задачами и целями функционирования дошкольного учреждения?

3. Какая предварительная работа велась перед тем, как начать самообразование?

4. Какие программы и методики были изучены во время работы над темой? Какие методические рекомендации были учтены и приняты на заметку?

5. Практическое применение теории. Какие формы взаимодействия с детьми были выбраны воспитателем: на занятиях, вне занятий, на совместных встречах с родителями и другое.

6. Собственные методические наработки, cделанные в ходе работы над темой.

7. Результат работы по теме согласно диагностике.

8. Каковы выводы? Какова положительная динамика развития у детей?

9. Перспективы дальнейшей работы по теме. Как можно улучшить работу? План будущих разработок.

10. Подведение итогов самообразования.

ВЫБОР ТЕМЫ

При подготовке плана самообразования у педагога возникает много вопросов. Первая проблема, с которой сталкивается воспитатель — это выбор темы. «У меня проблема с выбором темы по самообразования! Не знаю, что хочу! Помогите!». Такие крики о помощи можно часто встретить на форумах для педагогов дошкольного образования.

Тему, как правило, дает методист или старший воспитатель. Ее также можно выбрать самостоятельно. Здесь важно определиться, как вы планируете развиваться и самообразовываться в ближайшие годы. Помните, вы всегда можете предложить свою тему, обосновав ее актуальность и практическую значимость для улучшения образовательного процесса в саду.

Молодые специалисты, которые имеют небольшой опыт работы в детском саду, могут проверить свою готовность к самообразования по карте Г.М. Коджаспировой (см. приложение 1).

Следует учитывать, что темы можно условно разделить на две категории. В зависимости от того, какой вариант вы выберете, будет строиться вся ваша дальнейшая образовательная деятельность:

  • Каждый год воспитатель выбирает новую тему.
  • Воспитатель планирует работу над темой на несколько лет. То есть каждый последующий год педагог дорабатывает старую тему, привнося в нее новые идеи, наработки. Срок работы над одной и той же темой варьируется в разных садах – от 3 до 5 лет.

Если вы придерживаетесь второго варианта, то работу можно строить проектным методом, более узко, соответственно возрасту детей. В этом случае тема в последующие годы будет звучать так, к примеру: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» (пополнение знаний по уже имеющемуся опыту).

Тема должна затрагивать актуальные вопросы дошкольного образования и быть перспективной.

Примерные темы:

  • Экологическое воспитание: «Экологическое воспитание через познавательное развитие», «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста».
  • Здоровьесберегающие технологии: «Методика воспитания правильной осанки и профилактика ее нарушения у дошкольников», «Пропаганда здорового образа жизни среди родителей воспитанников», «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях».
  • Патриотическое направление: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства», «Мини-музей «Родной край» — источник приобщения детей к истории своего народа».
  • Роль семьи: «Праздники и развлечения с привлечением родителей, как средство эстетического воспитания», «Формирование у родителей гуманистических позиций к воспитанию детей», «Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребенка».
  • Творческое развитие: «Детский оркестр – форма развития музыкальных способностей дошкольников», «Виды орнамента в декоративной резьбе по дереву» и другие.

Несколько воспитателей могут быть объединены в работе над темой, имеющей непосредственное отношение к годовой задаче ДОУ. Если на базе детского сада работает стажировочная площадка, то тема может освещать ее экспериментальную или исследовательскую деятельность.

НА ЗАМЕТКУ. Демонстрационный материал для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» — detsad-shop.ru Так же в магазине можно приобрести игры и игрушки, счетный материал, детские костюмы по профессиям и многое другое.

Как выглядит план самообразования воспитателя?

План работы по самообразованию, или План профессионального роста выглядит следующим образом:

Форма Индивидуальный план работы по самообразованию.

Тема: «____________________»

__________________________

(Ф.И.О. педагога)

__________________________

(специальность)

__________________________

(образование)

__________________________

(стаж педагогической работы)

__________________________

__________________________

(курсы повышения квалификации)

__________________________

(дата начала работы над темой)

__________________________

(предполагаемая дата окончания работы)

Тема: «__________________________________________________________________________________».

Цель: «__________________________________________________________________________________».

  • Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…);
  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  • Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;
  • Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «________________________________»;
  • Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «___________________________»; выступление на педагогическом совете №… по теме: «_____________________________________»;
  • Подготовить (принять участие) в семинаре «___________________________________________»;
  • Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «__________________________________________________________________________________»;

Практические выходы:

1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

4. Оформление папки-передвижки. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

5. Выставка работ. Тема: «_________________________________________________________________»;

6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

7. Проект. Тема: «_________________________________________________________________________»;

8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Перспективный план самообразования педагога:

Выводы:

Формы представления результатов самообразования:

  • Доклад на педсовете, сообщение на педсовете.
  • Консультация, консультация-практикум, семинар-практикум.
  • Открытое занятие, открытый просмотр.
  • Творческий отчет.
  • Проведение мероприятий, развлечений.
  • Наглядно-иллюстративный материал.
  • Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.

Важно помнить, что план самообразования воспитателя — это не скучное заполнение отчетов и бумаг, а один из необходимых этапов для открытия нового, приоритетного направления в работе с детьми.

Приложение 1

Рекасон №220-286-815
Приложение 1

Карта педагогической оценки и самооценки готовности к самообразовательной деятельности (разработана Г.М. Коджаспировой)

Инструкция. Оцените себя по 9-балльной шкале по каждому показателю и определите уровень сформированности у себя умений и навыков самообразования. Предложите оценить себя коллегам по работе. Сравните результаты. Сделайте выводы.

Ι. Мотивационный компонент

1. Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности.
2. Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии.
3. Чувство долга и ответственности.
4. Любознательность.
5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности.
6. Потребность в ППСО.
7. Потребность в самопознании.
8. Ранговое место ППСО среди 9 наиболее значимых для Вас видов деятельности.
9. Уверенность в своих силах.

ΙΙ. Когнитивный компонент

1. Уровень общеобразовательных знаний.
2. Уровень общеобразовательных умений.
3. Уровень педагогических знаний и умений.
4. Уровень психологических знаний и умений.
5. Уровень методических знаний и умений.
6. Уровень специальных знаний.

ΙΙΙ. Нравственно-волевой компонент

1. Положительное отношение к процессу учения.
2. Критичность.
3. Самостоятельность.
4. Целеустремленность.
5. Воля.
6. Трудоспособность.
7. Умение доводить начатое дело до конца.
8. Смелость.
9. Самокритичность.

ΙV. Гностический компонент

1. Умение ставить и решать познавательные задачи.
2. Гибкость и оперативность мышления.
3. Наблюдательность.
4. Способность к педагогическому анализу.
5. Способность к синтезу и обобщению.
6. Креативность и ее проявление в педагогической деятельности.
7. Память и ее оперативность.
8. Удовлетворение от познания.
9. Умение слушать.
10. Умение владеть разными типами чтения.
11. Умение выделять и усваивать определенное содержание.
12. Умение доказывать, обосновывать суждения.
13. Систематизировать, классифицировать.
14. Умение видеть противоречия и проблемы.
15. Умение переносить знания и умения в новые ситуации.
17. Независимость суждений.

V. Организационный компонент

1. Умение планировать время.
2. Умение планировать свою работу.
3. Умение перестраивать систему деятельности.
4. Умение работать в библиотеках.
5. Умение ориентироваться в классификации источников.
6. Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации.
7. Умение владеть различными приемами фиксации прочитанного.

VΙ. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности

1. Самооценка самостоятельности собственной деятельности.
2. Способность к самоанализу и рефлексии.
3. Способность к самоорганизации и мобилизации.
4. Самоконтроль.
5. Трудолюбие и прилежание.

VΙΙ. Коммуникативные способности (5-45 очков)

1. Способность аккумулировать и использовать опыт самообразовательной деятельности коллег.
2. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном педагогическом самообразовании.
3. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссии.
4. Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности.

Литература:

  • Коджаспирова Г.М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. М., Просвещение. 1993