Роль труда в формировании сознания человека. Труд, как фактор, повлиявший на возникновение сознания

Рефлекторная природа психического. Мозг и психика. Современные исследования мозга.

Т.к. психика является свойством мозга, значит между психикой и мозговой деятельностью существует неразрывная связь. Повреждения или физиологическая неполноценность мозга приводят к неполноценности психики. Существует несколько теорий взаимодействия психики и мозга:1-теория психофизиологического параллелизма (психологическое и физиологическое не пересекаются, существует душа связанная с телом, но существующая по своим законам),2-теория механического тождества(психические процессы по сути физиологические, мозг выделяет психику),3-теория единства(психические и физические процессы возникают одновременно, но качественно отличаются). В нашем мозге 3 блока:1-Блок регуляции тонуса и бодрствования. Основная составляющая – ретикулярная формация.2-Блок программирования регуляции и контроля за выполнением деятельности.3-Блок накопления, переработки и хранения информации. Исследования мозга: 1-ЭЭГ(электроэнцефалограмма). Благодаря ЭЭГ Мы получаем информацию о биотоках мозга человека и животного.2-позитронно эмиссионная томография (ПЭТ). Благодаря ПЭТ исследователь получает информацию о том, как каждый участок мозга потребляет глюкозу.

Психика и сознание. Структура сознания, его основные характеристики.

Сознание - высший уровень психики. Сознание – это постоянно меняющееся поток осведомленности, а внутренних состояниях и внешних событиях, которые мы переживаем во время бодрствования. Функции: отражательная, регулятивно-оценочная, креативная, рефлексивная. Характеристики сознания:1- сознание обеспечивает выделение человеком себя. 2-характеристика сознания: определение целеполагающей деятельности.3- осознание собственных познавательных процессов. Структура сознания:1-психические процессы (явления, имеющие начало и конец: ощущение, восприятие, память, мышление),2-психические состояния(достаточно продолжительные явления: настроение),3-психические свойства(постоянство, стойкость: характер, темперамент).



Неосозноваемые психические процессы. Роль Фрейда в исследовании бессознательного.

Неосознаваемое – это совокупность психических процессов, состояний, влияния которых человек не замечает. Среди неосознаваемых процессов выделяют: 1) неосознаваемые механизмы сознательных действий (неосознаваемые автоматизмы, установки, сопровождение сознательных действий; это могут быть врожденные действия (хватание), автоматизмы (осознавалось только вначале (игра на музыкальных инструментов)), установки (готовность к совершению, определенных действий или готовность к определенному реагированию))2) неосознаваемые побудители сознательных ействий (сновидения, ошибочные действия, различные невротические симптомы)3) надсознательные процессы (интегральные продукты длительной сознательной деятельности (эта группа преимущественно относится к творчеству)). По Фрейду, бессознательная часть психики – врожденные инстинктивные влечения, прежде всего агрессивность и сексуальность. Достижение удовольствия – главная цель жизни человека.

Развитие психики в филогенезе (развитие форм отражения): раздражимость, тропизмы, инстинкты, индивидуально приобретенные формы поведения, интеллектуальное поведение.

Филогенез – процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных. Психика – результат движения, изменения, развития материи. Всеобщее качество живой и неживой материи – отражение (способность отвечать на воздействие). Для живой материи характерны биологические формы отражения. Саморегулирование – избирательность реагирования на внешние раздражители. Формы отражения: раздражительность (тропизмы), инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение, внешняя форма – психика. Тропизмы – способы реагирования на биотические воздействия (фототропизм – под воздействием света, термотропизм – под воздействием тепла). У животных 3 вида формы поведения: 1.инстинкт – бессознательные, врожденные акты поведения в ответ на сложные раздражители (сложные рефлексы), являются видовой формой поведения,2.навык – действия животных, сформировавшихся и закрепившихся в процессе его индивидуальной жизни,3.интеллектуальное поведение – действия, в которых на основе отражения сложных соотношений между предметами животное решает задачи, с которым ранее не сталкивалось.

Роль труда и речи в возникновении сознания человека. Сознание, самосознание и самопознание.

Сознание – это результат обучения, общения и трудовой деятельности человека в социальной среде. Особо следует подчеркнуть значение речи для формирования и проявления всех функций и свойств сознания. Только благодаря овладению речью становится возможным усвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование способности к целеполагающей деятельности и т.д. Таким образом, все психологические характеристики сознания человека определяются развитием речи. Сознание – интегративная, высшая форма отражения человеком мира, результат общественно-исторических условий его формирования. Самосознание – отделение себя от окружающего мира. Самопознание – обращение психической деятельности на исследование самого себя.

Становление человека в процессе эволюции сопровождалось разложением инстинктивной (животной) основы психики и формированием механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков. Труд уже стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал. Неандерталец, в частности, научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строить жилища из подручного материала. Человек современного типа - человек разумный - поднял и поднимает уровень техники на еще большую высоту.

Благодаря тому, что труд является сложной целенаправленной деятельностью, он и сослужил свою решающую роль в формировании и становлении сознания. Каждая трудовая деятельность сопровождается критическим осмыслением ситуации, своих возможностей, возможностей окружающих людей. Человек синтезирует желаемый результат трудовой деятельности - цель. Он ищет пути наиболее качественного и эффективного достижения цели, анализирует результаты своего труда, осознает свои ошибки и находки.

Необходимость совершения данных умственных операций получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей.

Активно действующая рука "учила" голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. Постепенно развивалось воображение: человек мог заранее представить результат деятельности, варианты развития событий.

Параллельно с развитием труда и сознания формировался сам человек, развивались отношения с другими людьми, развивалось в целом человеческое общество. Начало проявляться распределение обязанностей и социальных ролей. Коллективный труд предполагал сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками.

Без осознания возможности разделения трудовых усилий само это разделение не могло быть возможным. Оценки возможностей, способностей друг друга тоже со временем становились все более точными и четкими. Научившись оценивать других людей, выработанную систему оценки человек прикладывал и к себе самому. Так возникло и развилось самосознание.

Причиной, лежащей в основе очеловечивания животноподобных предков человека, является возникновение труда и образование на его основе человеческого общества. "Труд создал самого человека, - говорит Энгельс, - и его сознание".

Возникновение и развитие труда привело к изменению и очеловечиванию мозга, органов его внешней деятельности и органов чувств. "Сначала труд, а затем вместе с ним и членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит по величине и совершенству", - пишет Энгельс (Маркс К.и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 486). Человеческая рука так же смогла достигнуть своего совершенства благодаря труду.

Под влиянием труда и в связи с развитием мозга совершенствовались органы чувств человека. Если сравнивать между собой максимальные объемы черепа человекообразных обезьян и черепа первобытного человека, то оказывается, что мозг последнего превышает мозг наиболее высокоразвитых современных видов обезьян более чем в два раза (600 см 3 и 1400 см 3).

Еще резче выступает различие в величине мозга обезьян и человека, если мы сравним его вес; разница здесь почти в 4 раза: вес мозга орангутанга - 350 г, мозг человека весит 1400г.

Мозг человека по сравнению с мозгом высших обезьян обладает и гораздо более сложным, гораздо более развитым строением.

Уже у неандертальского человека, как показывают слепки, сделанные с внутренней поверхности черепа, ясно выделяются в коре новые, не вполне дифференцированные у человекообразных обезьян поля, которые затем у современного человека достигают своего полного развития. Таковы, например, поля, обозначаемые (по Бродману) цифрами 44, 45, 46, - в лобной доле коры, поля 39 и 40 - в теменной ее доле, 41 и 42-- в височной доле.

Уточнилось осязание, глаз человека стал замечать больше, чем глаз самой дальнозоркой птицы. Развивался слух, который стал способен воспринимать и различать звуки членораздельной человеческой речи.

Развитие мозга и органов чувств оказывало обратное влияние на труд и язык, давая толчки к дальнейшему их развитию.

Все это привело к изменению анатомо-физиологических характеристик человека: появилась вертикальная походка, формирование подвижных и приспособленных к захвату верхних конечностей. Это способствовало возможности производить сложные трудовые операции.

Возникновение труда было подготовлено всем предшествующим ходом развития. Постепенный переход к вертикальной походке, зачатки которой отчетливо наблюдаются даже у ныне существующих человекообразных обезьян, и формирование в связи с этим особо подвижных, приспособленных для схватывания предметов передних конечностей, все более освобождающихся от функции ходьбы, что объясняется тем образом жизни, который вели животные предки человека, - все это создавало физические предпосылки для возможности производить сложные трудовые операции.

Труд - это процесс, который связывает человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для него характерны две взаимосвязанные черты: употребление и изготовление орудий труда, а также это совместная трудовая деятельность. Поэтому, человек вступает во взаимодействие не только с природой, но и в определенные отношения с другими людьми - членами данного общества. Через отношения к другим людям человек относится и к самой природе.

Зачатки орудийной деятельности в форме употребления внешних средств имеются и у некоторых животных, например, употребление палки у человекообразных обезьян. Их различие с человеческими не может сводить только к их внешней форме или тому, что животные используют свои "орудия труда" реже, чем первобытные люди. Эти внешние средства труда отличаются от истинных орудий труда человека качественно. Раскрыть эти различия можно, лишь, рассмотрев деятельность, в которую они включены.

"Орудийная" деятельность животных не совершается коллективно и не определяет отношение общения осуществляющих ее индивидов. Общение никогда не строится на основе их производственной деятельности, не зависит от нее и не опосредовано ею.

Человеческий труд изначально является общественной деятельностью, основанной на сотрудничестве индивидов, предполагающих разделение трудовых функций. Труд связывает участников трудовой деятельности между собой, опосредует их общение. Это имеет большое значение для развития человеческой психики.

Уже на ранних стадиях развития человеческого общества возникает разделение процесса деятельности между отдельными ее участниками. Например, на долю одних выпадает поддержание огня и обработка на нем пищи, а на других - добывание этой пищи.

Участники коллективной охоты делятся на преследователей дичи и поджидающих ее в осаде и нападении. Происходит решительное изменение строения деятельности индивидов, ее участников.

Каждый член коллектива отвечает за определенный участок деятельности. Например, деятельность загонщика, который участвует в коллективной первобытной охоте, побуждается потребностью в пище или одежде, которой служит для него шкура животного. Результат деятельности загонщика: это вспугивание и направление стада в сторону других охотников, скрывающихся в засаде. На этом деятельность данного охотника прекращается. Остальное довершают другие участники охоты. Само по себе вспугивание дичи не приводит и не приведет к удовлетворению потребностей загонщика, так как его деятельность направлена на другой результат. Получается, что предмет действия и мотив здесь не совпадают.

Процессы, предмет и мотив которых не совпадают, называются деятельностью. Деятельностью загонщика является охота, а спугивание дичи - это его действие.

Разделение деятельности на действия возможно только в условиях совместного коллективного процесса воздействия на природу. Продукт этого совместного коллективного воздействия на природу приводит к удовлетворению потребностей как отдельного индивида, так и всего первобытного племени. Разделение предмета и мотива деятельности является результатом вычленения из сложной многофазной деятельности отдельных операций.

Разделение предмета деятельности и ее мотивов возможно только в условиях совместного коллективного процесса воздействия на природу. Это результат происходящего вычленения из сложной и многофазовой, но единой деятельности отдельных операций. Эти отдельные операции превращаются в самостоятельное для индивида действие, хотя по отношению к коллективному процессу они остаются одним из его частных действий.

Благодаря тому, что охота представляет собой процесс, состоящий из нескольких действий, человек, который вспугивает дичь для того, чтобы ее смогли поймать другие члены этого коллектива, получает свою долю добычи из их рук - часть продукта совместной трудовой деятельности. Поэтому деятельность других людей составляет основу специфического строения деятельности человеческого индивида. Из этого можно сделать вывод, что по способу своего возникновения, связь мотива с предметом действия отражает не естественные, но объективно-общественные связи. Действия загонщика возможны лишь при условии отражения связи между ожидаемым результатом совершенного им действия и конечным результатом всего процесса охоты - нападением из засады на убегающее животное, его умерщвлением и потреблением. Эта связь выступает перед человеком в форме реальных действий других участников труда. Их действия и сообщают смысл предмету действия загонщика. Также, действия загонщика оправдывают действия охотников, поджидающих дичь в засаде.

Вместе с рождением действия возникает разумный смысл для человека того, на что направлена его активность.

Деятельность людей отделяется теперь для их сознания от предметов. Соответственно и сама природа выделяется для них и выступает в своем отношении к потребностям коллектива, к их деятельности. Пища воспринимается как предмет определенной деятельности: поиска, охоты, приготовления. Следовательно, она может выделяться не только благодаря определенным потребностям, но и "теоретически", может быть удержана в сознании и становится идеей.

Сознание существовало не всегда. На нашей планете были периоды, когда высокоорганизованная материя отсутствовала.

В течение примерно одного – двух миллиардов лет складывались условия для появления органических веществ, а позднее – и человеческого мозга. До этого времени существовали более простые формы отражения, присущие неорганической природе: механическая (при перемещении в пространстве), физическаяхимическая (при преобразовании состава вещества). Они – результат взаимодействия предметов материального мира между собой, определенная сторона изменений, происходящих внутри тела. Особенности отражения зависят от природы отражающего и отражаемого тел, их строения, состояния, уровня организации. (при изменении температуры, массы, веса, объема),

С возникновением органической ступени появились более сложные формы отражения: биологическая (способность отвечать на внешние воздействия состоянием возбуждения), физиологическая (осуществляющая с помощью условных и безусловных рефлексов), психическая (ответная реакция на основе функционирования нервной системы).Эти формы взаимосвязей материальных образований подготовили зарождение самой сложной формы отражения – сознательной. Таким образом, ее формированию предшествовал длительный период развития – и психики высших животных в том числе. Сознательная форма отражения качественно отличается от своих предшественниц тем, что, выявляя не только биологические, но и социальные связи, она постигает внутренние закономерности явлений.

Сознание не существует без своего материального носителя – основы, объединяющей органы чувств, периферическую и центральную нервные системы, мозг. Данные материальные образования взаимодействуют между собой рефлекторно, что выступает физиологическим фундаментом человеческой психики, в том числе и сознания (термин психика образован от греч. психэ – душа). На современном этапе развития наук и философии человеческую психику рассматривают как синтез осознанных и неосознанных реакций на воздействия. Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, единый циклический строй непрерывных процессов, заключающихся в активном отражении человеком окружающего мира.

Материальные образования и физические системы выступают только как биологические предпосылки сознания. Для его формирования были необходимы еще и социальные условия: совместная деятельность людей, производственный труд, изготовление орудий труда, коллективный образ жизни, общение, воспитание подрастающего поколения.

Сознательное действует в единстве с материальными и физиологическими основами, как бы накладываясь на них и проявляясь через них. Характер этого единства анализирует теория антропосоциогенеза (возникновения человека общественного). Она базируется на научных открытиях археологии, этнографии, палеонтологии, а также астрофизики и космологии. Последние изучают изменения положения полюсов Земли, влияние на нее метеоритных и астероидных дождей, оледенений, многочисленных природных катастроф и т.д. Теория астропосоциогенеза исследует методы приспособления наиболее развитых существ, гоминидов, к неблагоприятным природным воздействиям. Одновременно делается акцент на происходящих физиологических сдвигах: выравнивании позвоночного столба при появлении прямой походки, совершенствовании передних конечностей для трудовых операций, изменении положения головы, преобразовании шейных позвонков и гортани, формировании речевого аппарата, усложнении структуры мозга, особенно его высшего отдела – коры больших полушарий. В итоге подобные длительные трансформации позволили человеку создавать и совершенствовать орудия труда, сохранять их, передавать из поколения в поколение, обучать использованию, целенаправленно осуществлять ориентированную трудовую деятельность. Это не характерно ни для одного живого существа, кроме предчеловека и человека. Все эти видоизменения в своем единстве и способствовали появлению сознания, языка, речи, общения, формированию человека как общественного существа.

Но возникновение этих качеств не означало их неизменного наличия в дальнейшем у цивилизованного человека. Исторические хроники эпохи Великих географических открытий (XVI-XVIII вв.) выявили интересную закономерность: моряки, попавшие в результате кораблекрушения на необитаемые острова, через 5-7 лет психически и социально деградировали, навсегда утрачивая способность сознательно реагировать на происходящее. Оставшиеся от них дневники показывают постепенную потерю абстрактного мышления, ослабление памяти, беглой речи, появление неадекватных реакций, маразм. Таким образом, повествование о процветании Робинзона Крузо не имеет под собой научной и фактологической базы, а представляет лишь удачный художественный вымысел.

Не менее убедительный опыт приобрело человечество в отдельных драматических случаях вхождения человека в жизнь. Дети в грудном возрасте, попавшие в логово зверей, довольно быстро утрачивали способность к возникновению сознания. Возвращенные со временем в человеческое общество, они, несмотря на длительные усилия окружающих, а позже – и ученых, уже никогда не поднимались до сознательного уровня отражения. Современная наука установила, что новорожденные, обделенные общением, игровой деятельностью и социальными связями, страдают ущербностью сознания. Дети, выросшие в детских домах и приютах, зачастую полностью утрачивают высшие, тонкие психологические проявления.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико - жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п. Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.


15. Сущность человеческого сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.

Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание это, прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе - биологической форме, а сознание - социальной форме движения материи.

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.

Действительно, сознание отнюдь не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Мы ощущаем все, что воздействует на нас, но далеко не все ощущения оказываются фактом нашего сознания. По словам Э. Фромма, «большая часть того, что осознается, нереально».

Тем не менее неосознанные действия можно разделить на два вида: во-первых, на действия, никогда не осознававшиеся, а во-вторых, - на ранее осознаваемые действия. Так, многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются неосознанно. Вообще сознательная индивида возможна только в том случае, если максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно автоматически, в том числе и мышление. Но сознание в большинстве случаев может взять под контроль действия, совершаемые автоматически, «по привычке», и ускорить, замедлить или даже остановить их.

Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознание», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результатов.

К бессознательному относится рефлекторное неосознанное действие, выступающее то как установка (инстинкт, влечение), то как ощущение (восприятие, представление), то как сомнамбулизм, то как интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательному относятся и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением», новой идеей, рождающейся как бы от какого-то толчка изнутри (случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и др.).

В современной глубинной психологии понятие бессознательного широко используется для трактовки всех психических форм жизни человека, как совокупность психических процессов, состояний и схем поведения, не представленных отчетливо в сознании людей. Термин «бессознательное» применяется также для характеристики группового поведения, цели и последствия которого не осознаются членами и лидерами группы. Личное и коллективное бессознательное влияет на жизнь индивида и ход исторического процесса.


Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.
И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.
Поскольку человек развивался не в порядке биологической эволюции, а в процессе истории человеческих обществ, «сознание... с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди» (3). Человек рождается, не имея сознания, но уже имея индивидуальные особенности своей психики. В процессе общения с другими людьми и деятельности его психика развивается и становится сознанием. Все психические явления у человека сознательны, так как проявляют его сознание, но не все могут быть осознанными в равной степени. Неосознанными действиями называются высокоавтоматизированные навыки, некоторые привычки, идеомоторные и вызванные эмоциями импульсивные действия.
В развитии сознания решающую роль сыграл труд. Труд - «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека», - писал Ф. Энгельс. Труд - особый вид взаимодействия человека и природы, в котором человек осуществляет сознательно поставленную цель.
Трудовая деятельность - не приспосабливание человека к природе, которое присуще животному, а изменение ее.
Исторически первичным видом человеческой деятельности является труд. Труд в целом -- не психологическая, а социальная категория. В своих основных общественных закономерностях он предмет не психологии, а общественных наук. Предметом психологического изучения является поэтому никак не труд в целом, а только психологические компоненты трудовой деятельности. К.Маркс в своих работах характеризует труд как сознательную целенаправленную деятельность, которая направляется на осуществление результата и регулируется волей в соответствии с ее сознательной Целью. Направленный по своей основной установке на создание определенного, результата, труд -- это вместе с тем и основной путь формирования личности. В процессе труда не только рождается тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и сам он формируется в труде. В трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер.
Связующее звено между человеком и природой - орудия его труда. Во время общения в совместном труде у людей появилась потребность что-либо сказать друг другу. Эта потребность, породившая язык, создала понятия как силу, непосредственно влияющую на развитие сознания. Благодаря языку человек стал обладать не только индивидуальным опытом, но и опытом ранее существовавших поколений. Вместе с тем труд развивал и продолжает развивать самосознание человека.
В труде существенна не только техника труда, но и отношение человека к труду. Именно в нем заключены основные мотивы трудовой деятельности человека. Это субъективное отношение человека к труду обусловлено отражающимися в сознании людей объективными общественными отношениями. В норме труд является насущной потребностью человека. Трудиться - значит проявлять себя в деятельности. В труде, как в реальной деятельности человека, участвуют в той или иной мере все стороны и проявления его личности. В каждом виде труда имеется своя более или менее сложная техника, которой необходимо овладеть. Таким образом, особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры.