Рерих николай константинович известные картины. Николай Рерих: картины, краткая биография

все Arizona and New Mexico sketchbook (Альбом рисунков "Аризона и Нью-Мексико"). 1921 (не авт. серия) Himalayan leaves I (составлена в 1924 г.) (не авт. серия) Himalayan leaves II (составлена в 1924 г.) (не авт. серия) Himalayas (составлена в 1924 г.; Картины других лет не могут принадлежать серии) Ladakh leaves (составлена в 1925 г.) (не авт. серия) Lakes and Gilgit Path [Озёра и Гильгитский путь] (составлена в 1925 г.) Monhegan (составлена в 1922 г.) Monhegan sketchbook I (составлена в 1922 г.) (не авт. серия) Monhegan sketchbook II (составлена в 1922 г.) (не авт. серия) Pir Panzal [Пир-Панджал] (составлена в 1925 г.) Sancta (составлена в 1922 г.) Sketchbook (Книжка рисунков) (составлена в 1913–1916) (не авт. серия) Sketchbook leaves (Листы книжки рисунков) (составлена в 1913–1916) (не авт. серия) Альбом голов птиц С.-Петербургской губернии. Бумага, карандаш. 11.7 х 17.2 см. ГТГ, № 2384 Альбом рисунков в холщёвом переплёте. 1890-е. Бумага, техника разная. 12,5 х 17 см. ГТГ, № 2381 Альбом рисунков. Бумага, карандаш. 12,1 х 19,3 см. ГТГ, № 2385 арх. гр. Альбом рисунков. Бумага, карандаш. Размер альбома 8 х 12.5 см.; размер листа 7.2 х 11.8 см. (не авт. серия) Альбом с карандашными набросками. Санта-Фе (не авт. серия) Альбом с наклеенными рисунками. ГТГ, арх. гр., № 2383 (1890-е годы) (не авт. серия) Альбом с натурными зарисовками, рисунками и путевыми записями. Бумага, карандаш, чернила. Обложка 8.2 х 12.7 см.; листы... Альбом «Кулута» (не авт. серия) Альбом-папка в синем картонном переплёте с наклеенными рисунками. 1893-95. Размер листа: 27 х 36, 5 см. ГТГ, Инв. Арх Гр... Археологические рисунки (не авт. серия) Ашрамы (составлена в 1931 г.) Богатырский фриз (составлена в 1909-1910 гг.) Внутренняя роспись храма Сошествия Святого Духа во Флёново (около Талашкино) (не авт. название) Гималаи. Листы альбома (не авт. серия.) Горная сюита (составлена в 1925 г.) Горы. Альбомные листы (составлена в 1932 г.) Его Страна (составлена в 1924 г.) Замки Гесер-хана (не авт.(?) серия) Знамена Востока (в 1924 г. наз. Зарождение тайн) (составлена в 1924-1925 гг.) Извара. Серия рисунков (не авт. название) Иллюстрации к "Литературному сборнику произведений студентов Императорского СПБ. Университета". 1896 (не авт. название) Иллюстрации к книге «Летописный и лицевой изборник дома Романовых» (не авт. название) Иллюстрации к произведениям М. Метерлинка (М. Метерлинк, сочинения. Изд. М.В. Пирожкова. СПб., 1906-1907) (не авт. назва... Кавказские этюды (составлена в 1913 г.) Каменный век. Север (фриз для майолики) Карельская сюита (составлена в 1917 г.) Карельские листы (составлена в 1917-1918) (не авт. серия) Карельский альбом (составлена в 1917-1918) (не авт. серия) Кулу (серия составлена в 1928-1930 гг.) Кулута (составлена в 1931 г.) Ладога (не авт. серия) Лахуль (серия автором упоминалась, но в нее причисляют слишком много картин) Летние этюды (1902) (не авт. серия) Летние этюды (1905) (не авт. серия) Листы "Кулу" I (1929) (не авт. серия) Листы "Кулу" II (1929-1931) (не авт. серия) Листы "Кулу" III (1931-1933) (не авт. серия) Листы "Кулу" IV (1931-1933) (не авт. серия) Листы "Кулу" V (1931-1933) (не авт. серия) Листы "Кулу" VI (1931-1933) (не авт. серия) Листы альбома. 1914–1916 (не авт. серия) Листы из альбома "Северные русские пейзажи" (1917-1918) (не авт. серия) Майтрейя (составлена в 1925 г.) Мессия (составлена в 1923 г.) Начало Руси. Славяне (и варяги) (задумана авт., но не воплощенная серия) Океан (составлена в 1922 г.) Оформление сборников стихов С.М. Городецкого Панно для моленной виллы Л.С.Лившица в Ницце (составлена в 1914 г.) Пермский иконостас (не авт. название) Рисунки к рассказу Н.К. Рериха "Жальник" 1915 г. Русская серия (не авт. серия) Сага о Вёлунде (составлена в 1917 г.) Святые горы (составлена в 1933 г.) Святыни и твердыни [Святилища и крепости] (составлена в 1925 г.) Север (Северная жизнь). Картоны для майоликовых фризов и фронтонов для дома бывшего страхового общества "Россия" в СПб. ... Сикким (составлена в 1924 г.) Сиккимский альбом (не авт. серия) Сказания Ирана (составлена в 1938 г.) Сюита "Equus aeternus" [Серия "Вечные всадники"] (составлена в 1918 г.) Сюита "Heroica" (составлена в 1917 г.) Сюита "Сны мудрости" (составлена в 1920 г.) Сюита декоративных панно, исполненных для столовой в доме Бажанова в Петербурге (не авт. название) Тибетский альбом (не авт. серия) Тибетский путь (составлена в 1924 г.) Три иллюстрации к "Руслану и Людмиле" (составлена в 1906 г.) Финляндские этюды (составлена в 1907 г.) Чингис-хан (составлена в 1931 г.) Швейцария. St. Moritz (составлена в 1923 г.) Эллада (составлена в 1893 г.) Эскиз к не осуществленной постановке сюиты "Кикимора" А.К. Лядова (не авт. название) Эскизы для "Богатырского фриза" (составлена в 1908 г.) Эскизы для мозаик в церкви Святых Апостолов Петра и Павла "На пороховых заводах" (не авт. название) Эскизы для неосуществленных росписей и мозаик церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Пархомовка (не авт. название) Эскизы для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова "Кащей Бессмертный" на сцене Свободного театра в Москве (не осуществ... Эскизы к "Индусской постановке" (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к "Сибирскому фризу" Эскизы к балету «Весна священная» И.Ф.Стравинского (не авт. название) Эскизы к драме "Фуенте Овехуна" Лопе де Вега (не авт. название) Эскизы к драме «Принцесса Мален» М. Метерлинка (не авт. название) Эскизы к опере "Скупой рыцарь" С.Рахманинова (не авт. название) Эскизы к опере «Борис Годунов» М.П.Мусоргского (не авт. название) Эскизы к опере «Валькирия» Р. Вагнера (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к опере «Князь Игорь» А.П.Бородина (не авт. название) Эскизы к опере «Псковитянка» Н.А.Римского-Корсакова (не авт. название) Эскизы к опере «Садко» Н.А.Римского-Корсакова (не авт. название) Эскизы к опере «Сестра Беатриса» А. А. Давидова, на сюжет пьесы М. Метерлинка (не авт. название) Эскизы к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А.Римского-Корсакова (не авт. название) Эскизы к опере «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова (постановка в Ковент-Гарден не осуществлена) (не авт. назв... Эскизы к опере «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (постановка 1912 года не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к опере «Хованщина» М.П. Мусоргского (не авт. название) Эскизы к пьесе "Пер Гюнт" Г.Ибсена (постановка в МХТ в 1912) (не авт. название) Эскизы к пьесе «Трагедия об Иуде, принце Искариотском» А. М. Ремизова (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к «Ночь на Лысой горе», фантазии М.П. Мусоргского (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к «Снегурочка», опере Н.А. Римского-Корсакова и пьесе А.Н. Островского (не авт. название) Эскизы к «Три волхва», полулитургической драме в одном действии Н.Н.Евреинова (не авт. название) Эскизы росписи церкви в Талашкине (не авт. название) Этюды из путешествий по России (составлена в 1903-1904 гг.) (не авт. название) Этюды из путешествия по Италии и Швейцарии (составлена в 1906 г.) «Ранние листы» (около 1900 г.) (не авт. серия)

Говорят, что овладеть в совершенстве каким-либо искусством можно только в том случае, если посвятить себя ему всецело. Но, обратив внимание на феноменальную личность Николая Константиновича Рериха, это правило можно с легкостью подвергнуть сомнению. Рерих блестяще проявил себя во многих сферах науки и искусства.

В жизни Николая Рериха сыграли важнейшую роль. Они дарили ему вдохновение и жизненные силы. Одно из первостепенных достижений русского гения – это богатое живописное наследие, о котором и пойдет речь.

Начало творческого пути. Ранние горные пейзажи Рериха

Основная часть живописных полотен, отражающих красоту окружающей природы, относится к позднему этапу творчества художника. Но нельзя сказать, что эта тема была затронута Николаем Константиновичем впервые только в период Азиатской экспедиции. Свое место горы в творчестве Рериха занимали и раньше. Великолепные пейзажи становились частью произведений художника еще со времен учебы в Академии.

Ценные знания, которые помогли Рериху развить дар пейзажиста, художник получил в натурном классе при Академии. После получения среднего образования талантливый студент поступил в мастерскую великого Архипа Куинджи, прославленного русского пейзажиста, с трепетом и любовью передававшего красоту горных вершин на своих полотнах. Взаимодействие с этим мастером живописи сформировало у Рериха основной понятие того, какой должна быть жанровая композиция.

В студенческие годы Николай Константинович был увлечен мотивами из истории становления Руси, а горы в живописи служили средством для поэтизации сюжетов. Первой картиной, в которой сочетание исторического мотива и горного пейзажа нашло удачное воплощение, было полотно «Гонец». Это было повествование о жизни древних славян: тихое, даже камерное, лишенное всякой помпезности. Горные вершины здесь не трактуются как нечто холодное и недосягаемое. Собственно, с этой работы и начался великий путь Художника – Рерих получил высочайшую похвалу, а также предложение от крупного мецената Третьякова о приобретении серии работ.

Говоря о влиянии гор в творчестве Рериха на ранних этапах, невозможно не упомянуть о таких картинах, как «Илья Пророк» и «Веления неба». В этих работах горы занимают далеко не основную часть холста, но оттого не делаются второстепенной частью композиции. Полоса далеких гор, увенчанная необъятным простором неба, символизирует бесконечный путь — к просветлению и умиротворению.

Путешествие в Гималаи

Своё самое выдающееся путешествие Николай Константинович совершил, уже будучи признанным не только художником, но и философом и общественным деятелем. Рерих со своей семьей, прекрасной женой Еленой Ивановной и двумя сыновьями, отправляются в Азию. Познание философии Востока ознаменовало совершенно новый этап в живописи мастера.

Горы навсегда пленили художника. Этюды и полноценные картины, написанные во время Центрально-Азиатской экспедиции и позже, по впечатлениям от неё, представляют большую часть всей живописной коллекции Рериха.

В своих дневниках художник писал: «Велик магнетизм Гималаев. Нет нигде такой горной державы!»

Насыщенные, ирреальные цвета выбирал Рерих для изображения гор в живописи не случайно. Художник стремился передать неземное величие Гималайских вершин. Нельзя было придумать лучших средств для изображения «снеговой страны, меняющей свои очертания при каждом изменении света», чем сияющие оттенки красок и нежная, вибрирующая фактура холста.

Серия Гималайских этюдов необычайна ценна для человечества также тем, что даёт возможность окунуться каждому в мир самых недоступных, но и самых чарующих красот нашей планеты. Горы в искусстве несут совершенно иной замысел, нежели простое повествование действительности. Николаю Рериху была не чужды гуманистические убеждения и просвещенческая деятельность, которая нашла своё отражение и в его полотнах.

«Знаки Майтрейи», большая живописная серия горных пейзажей Рериха, была создана во время пребывания художника в хотанском оазисе. Экспедиция Рериха покорила суровые горные перевалы Каракорума, прибыв в старейший округ Хотан.

На пути по и , направляясь к этому месту, путешественники знакомились с монголо-тибетским эпосом и идеями о пришествии времени Шамбалы. Горы в искусстве мастера периода «Знаков Майтрейи» полны символов, связанных с наступлением времени всеобщего счастья и справедливости на земле.

Алтайский цикл картин. «Тибетский путь»

Следующий этап экспедиции был связан с пребыванием семьи Рерихов в заповедном крае – на . Проделав изнурительный путь, путешественники пересекли Великие , посетив Монголию и Тибет.

Интересно то, что некоторые горные пейзажи Рериха написаны с невероятно труднодоступных мест. К примеру, на его полотнах была неоднократно запечатлена – высшая точка Алтайских гор. Путь к месту, открывавшему её полный вид, занял бы у путешественников слишком много времени и никак не вписывался в рамки экспедиции. Исследователи творчества художника считают, что Рерих обладал удивительным даром: благодаря духовным практикам он мог видеть пейзажи, находясь на значительном удалении от них.

Почему горы в творчестве Рериха так восхитительны? В цикле Гималайских и Алтайских этюдов больше не наблюдается академической взвешенности. Нет, Николай Рерих никогда не был дотошным академистом, он всегда отрицал традиционную реалистическую манеру живописи. Его картины всегда привлекали свежестью колорита, нестандартным решением композиций. Но горы в живописи позднего, зрелого периода – это подлинный поток творчества, чистая метафизика, символизм и поиск тайного.

Для многих художников академическая школа стала альфой и омегой в живописи. Но Николай Рерих пошел значительно дальше, совмещая накопленный опыт занятиями профессиональной живописью с собственным видением и философскими знаниями.

Горы в искусстве русских художников нередко становились ведущим мотивом. Исаак Левитан, Алексей Саврасов, Николай Ярошенко и многие другие замечательные мастера, подобно французским импрессионистам, находили своё вдохновение именно в натурных пейзажах. Но скромный гений, Николай Константинович Рерих, сумел по-своему интерпретировать живую природу. Запоминающиеся, абсолютно не похожие ни на чьи другие горы в творчестве Рериха навсегда останутся в памяти многих поколений всех народов мира.

Х удожник, сценограф, философ, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель - список амплуа Николая Рериха бесконечен. Он составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей и создал философское учение «Живая этика», возродил старинные русские ремесла и оформил театральные представления на Русских сезонах Сергея Дягилева. Картины Николая Рериха хранятся в Русском музее , Третьяковской галерее , Музее искусства народов Востока и частных коллекциях по всему миру.

Николай Рерих - «Поездка по старине»

Николай Рерих родился в 1874 году в Санкт-Петербурге . Его отец был известным нотариусом и общественным деятелем, мать происходила из купеческой семьи. Мальчик получил превосходное образование: в восемь лет он поступил в одну из лучших частных школ Санкт-Петербурга - гимназию Карла фон Мая.

Летние и зимние каникулы семья проводила в загородном поместье Извара в Петербургской области. Здесь юный Рерих собирал гербарий и минералы, изучал местных животных и птиц. Еще в детстве он начал заниматься археологией: вел раскопки, составлял карты рельефа, подробно описывал находки. В Изваре Николай Рерих познакомился с известным археологом Львом Ивановским и помогал ему в археологических исследованиях местных курганов.

Мальчик интересовался историей и эпосом изварской земли, с увлечением записывал былины, предания и народные сказы, которые слышал от местных жителей. Позже сюжеты этих сочинений легли в основу его картин. Впервые художественные способности мальчика заметил друг семьи – скульптор Михаил Микешин. Он стал первым учителем будущего художника.

Отец не поддерживал увлечения сына и хотел, чтобы он продолжил семейное дело. Ослушаться родителей Николай Рерих не мог, поэтому после частной гимназии поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Одновременно юноша сдал экзамены и в Императорскую Академию художеств . Его первым крупным успехом стала дипломная картина «Гонец»: за нее Рерих получил звание художника. В 1897 году он окончил Академию художеств, а через год - университет.

Вся биография Николая Рериха связана с русской историей и культурой. Интерес молодого исследователя с каждым годом только усиливался. Еще в студенческие годы он стал членом Русского археологического общества и проводил раскопки во многих русских губерниях, изучал фольклор. В 1903 году художник отправился в большое путешествие по России. Он посетил более 40 городов, известных своими памятниками старины.

Николай Рерих. Заклятие земное. 1907. Государственный Русский Музей

Николай Рерих. Строят ладьи. 1903. Государственный Музей Востока

Николай Рерих. Дозор. 1905. Государственный Русский Музей

В путешествии родилась целая серия полотен - «Начало Руси, славяне». На них художник отразил свое мистическое представление о предках. В «поездке по старине» Рерих изучал корни русской культуры, фотографировал предметы старины, писал статьи о ценности древнерусского искусства.

«Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь. Пора светским людям, скучающим без новых впечатлений, заинтересоваться высоким и значительным, которому они не сумели еще отвести должное место, что заменит серые будни веселою, красивою жизнью».

Николай Рерих

Свое путешествие по древним русским городам Николай Рерих завершил в Талашкино - в имении мецената Марии Тенишевой . Здесь вместе с художниками Михаилом Врубелем , Александром Бенуа и Константином Коровиным Рерих восстанавливал техники древнерусских ремесел и традиции народных промыслов. В художественных мастерских он создавал эскизы для мозаики и росписи в старинных техниках. Одна из самых известных работ - декор в храме Святого Духа в Талашкине.

Художник, археолог, редактор и ученый

Талант Николая Рериха проявлялся в разных областях. Он работал редактором в журнале «Старые годы», в больших изданиях «История русского искусства» под общей редакцией Игоря Грабаря и «Русская икона». Как археолог участвовал в раскопках курганов на территории Новгородской и Тверской губерний. Как художник создавал мозаики и росписи для церквей, вокзалов и домов. Как декоратор оформлял оперные, балетные и драматические постановки, как мастер книжно-журнальной графики - различные издания.

Наряду с древнерусской темой в творчестве Николая Рериха стали появляться восточные мотивы. Он изучал философию Востока, коллекционировал предметы японского искусства, написал несколько очерков о Японии и Индии, создал картины на индийские мотивы - «Девассари Абунту», «Девассари Абунту с птицами», «Граница царства», «Мудрость Ману».

Николай Рерих. Девассари Абунту. 1905

Николай Рерих. Девассари Абунту с птицами. 1905

Николай Рерих. Граница царства. 1916

В своем искусстве художник соединил реализм и символизм, уделяя большое внимание цвету. Он почти отказался от масла и перешел к темперной технике: много экспериментировал с составом красок, использовал метод накладывания одного тона на другой. Оригинальность его работ отмечали многие критики: с 1907 по 1918 год в России и Европе издали девять монографий и несколько десятков художественных журналов, посвященных творчеству Рериха.

В 1916 году из-за тяжелой болезни Николай Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переехал в Финляндию. После революции 1917 года Финляндия закрыла границу с Россией, и Рерихи оказались отрезаны от молодого СССР. За границей с успехом прошли несколько его выставок.

В 1919 году семья Рерихов переехала в Лондон. Здесь они стали членами оккультного Теософского общества. Николай Рерих и его жена Елена основали новое философское учение «Живая этика» - о внутреннем преображении, раскрытии способностей и овладению космической энергией.

Через год по приглашению директора Чикагского института искусств Николай Рерих с семьей переехал в США. В Америке он организовал масштабное трехлетнее выставочное турне по 30 городам США, создавал эскизы костюмов и декораций для Чикагской оперы, читал лекции о русском искусстве, этическом и эстетическом воспитании. В эти годы художник написал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости» и серию картин «Санкта» («Святые») о жизни русских святых и подвижников.

«Мастер гор» Николай Рерих

В 1923 году Рерих покинул Америку и отправился в Париж, а затем - в Индию, где организовал масштабную Центрально-Азиатскую экспедицию. В это время он проводил археологические и этнографические исследования в разных частях Азии, изучал редкие манускрипты, собирал лингвистические материалы и произведения фольклора, описывал местные обычаи, написал книги «Сердце Азии», «Алтай - Гималаи». В эти годы художник создал около 500 полотен. На них отражалась живописная панорама экспедиционного маршрута.

Обширные научные материалы, которые собрали Рерихи во время экспедиции, требовали систематизации и обработки. После поездки супруги основали в Нью-Йорке Институт гималайских исследований, а затем - институт «Урусвати» (в переводе с санскрита «Свет утренней звезды») в Гималаях, в долине Куллу.

В 1928 году Николай Рерих подготовил проект Договора о защите культурных ценностей - Пакт Рериха. Пакт стал первым международным актом, посвященным охране культурных ценностей, и единственным соглашением в этой сфере, которое было принято международным сообществом до Второй мировой войны. За него Рериха дважды номинировали на Нобелевскую премию мира , но он так и не получил ее.

С конца 1935 года Рерих постоянно жил в Индии. Этот период - один из самых плодотворных в его творчестве. За 12 лет он написал более тысячи картин. В это время вышли две новые книги Николая Рериха и несколько томов литературных очерков. В Индии были написаны серии «Шамбала», «Чингис хан», «Кулута», «Кулу», «Святые горы», «Тибет», «Ашрамы», за которые художественные критики называли Рериха «мастером гор».

Николай Рерих. Шамбала Дайк (Весть Шамбалы). 1931

Николай Рерих. Чинтамани. 1935-1936

Николай Рерих. Песнь о Шамбале. Тангла. 1943

В годы Второй мировой войны он вновь обратился в своем творчестве к теме родины и создал ряд картин, используя образы русской истории, - «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», «Богатыри проснулись».

Николай Рерих умер в 1947 году в Индии, в долине Кулу Гималайских гор.

Николай Константинович Рерих – это настоящее явление в российской и мировой культуре. Человек уникальных способностей, художник, писатель, археолог, ученый, философ, сценограф и мистик, духовный учитель нескольких поколений людей – все эти характеристики относятся к одному человеку.

За свою не слишком долгую жизнь, а прожил Рерих 73 заполненных постоянными трудами года, мастер создал более 7 000 картин, написал более 30 книг, две из которых стихотворные труды. В число его достижений входит основание международных культурных движений «Знамя мира» и «Мир через культуру». Рерих подал идею и основал Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, ставший известным как Пакт Рериха. В Индии он основал Институт Гималайских исследований «Урусвати», а также множество других обществ и учреждений образования.

Родился Николай Константинович в 1874 году в в семье нотариуса и общественного деятеля. Его мать была родом из купеческой семьи. Кроме Николая, в семье было еще двое сыновей – Борис и Владимир.

С ранних лет маленький Николай интересовался искусством, археологией и живописью. Его привлекало не только российское историческое наследие, но и материальная и духовная культура Востока.

После окончания в 1893 году гимназии Рерих одновременно учится в университете Санкт-Петербурга на юридическом факультете и в Императорской Академии художеств. Еще через два года он проходит обучение у известного художника . В это же время Рерих организует самостоятельные археологические экспедиции. Ему удается найти большое количество памятников разных эпох и собрать коллекцию орудий эпохи неолита.

В 1897 году он завершает обучение в Академии художеств. Его полотна исполнены в русском стиле на историческую и легендарную тематику. Они были высоко оценены выдающимися людьми той эпохи, включая Льва Толстого, а дипломную работу купил сам Третьяков.

Через два года талантливый художник женится на Елене Ивановне Шапошниковой, с которой проживет жизнь в полной гармонии. У них родится двое сыновей, оба станут известными и талантливыми людьми.

Этот период жизни ознаменовался для него множеством достижений и работ. Ему довелось потрудиться в разных жанрах, писать фрески в церквях, создавать монументальные художественные полотна, работать для оформления спектаклей.

Революция застала Рериха в , где он поправлял здоровье. Вернуться в Россию ему не было суждено. Только в советское время он будет навещать свою родину по делам.

В 1919 – 1920 годах он проживает в , где принимает участие в знаменитых балетных постановках Сергея Дягилева. Здесь же вместе с женой он становится членом теософского общества, основанного Еленой Блаватской. После этого его ожидает трехлетнее турне по Америке. Туда ему еще трижды предстоит возвращаться, но на весьма непродолжительный срок.

Его всегда привлекала Индия с ее древней философией и особым отношением к жизни. В поисках духовного просветления Рерих с семьей попадает в Гималаи, где находит свою вторую родину. Под его руководством организуется Центрально-Азиатская экспедиция. Она пыталась попасть в запретный тогда Тибет, но этому так и не было суждено случиться.

Индийский период Рериха ознаменовался созданием множества картин, которые отличались необыкновенной экспрессией и узнаваемым стилем изображения. В эти годы ученому и художнику, общественному деятелю удалось сделать так много, что хватило бы на десяток человеческих жизней. Скончался он в 1947 году, так и не узнав, что ему отказали в возвращении на горячо любимую им родину.

Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholas), русский живописец, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ; человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. В 1893 году Николай Рерих поступил на юридический факультет Петербургского университета, и одновременно в Академию художеств, где занимался в мастерской Архипа Ивановича Куинджи. В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже. До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. На рубеже веков Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва; другие собрания). Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902; «Город строят», 1902; «Бой», 1906; история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург; «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев).

Средоточием образов в картинах Рериха нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва; «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург). Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г.Ибсена в московском Художественном театре, 1912; «Весна священная» И.Ф.Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С.П.Дягилева в Париже, 1913; «Князь Игорь» А.П.Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914). Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914; панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов. Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом.

В 1920 переехав в США, Рерих основал там вместе с женой Е.И.Шапошниковой «Общество Агни-Йоги» для распространения учения «Живой Этики», призванного морально усовершенствовать человечество на базе древних религий, прежде всего буддизма, и современной теософии. В 1923 Николай Рерих начинает из Сиккима свою Трансгималайскую экспедицию с целью исторического и топографического изучения Центральной Азии; экспедиция дважды пересекает последнюю, пройдя через труднодоступные районы Индии, Монголии и Тибета.

Приехав через Синьцзян в Москву в 1925 году, Рерих устанавливает контакты с советским руководством, а в 1926–1928 через Алтай возвращается в Сикким. Постоянной резиденцией Рериха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929. Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов. Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926, Художественный музей, Нижний Новгород; и многие другие).

Все больше сил Рерих с супругой отдают теософии, понимаемой ими не только как мистическое, но и как общественное движение. Последователей Рерихов в разных странах увлекает и провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников истории и искусства от разрушительного натиска современной цивилизации. Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933). Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954. В поздний период мастер по-прежнему активно работал как живописец; вести с фронтов Второй мировой войны вдохновили его на национально-романтический цикл на темы русских былин. Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», 1934–1935; «Моя жизнь», 1936–1947). Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих (1902–1960) и художник Святослав Рёрих (1904–1993). Умер Рерих в Кулу 13 декабря 1947. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве же (помимо специального отдела искусства Н.Н. и С.Н.Рерихов в Музее искусства народов Востока) с 1992 существует Международный центр Рерихов со своим собственным музеем.