Православное отношение к здоровью - материалы лектория - лекторий - библиотека - возрождение. Болезни, их происхождение и пути исцеления

Православное отношение к здоровью

Хорошо ли быть здоровым? Конечно, хорошо. Здоровье - это и прекрасное самочувствие, и радость близких, и силы для добрых дел.

А поговорка «Главное - это здоровье», верна ли? Для современной России, похоже, верна. По крайней мере, в различных опросах общественного мнения, касающиеся системы ценностей нашего общества, здоровье неизменно занимает первые две-три строчки. В разном порядке первые места достаются здоровью, успеху в работе, деньгам, семье. Бог занимает в этой системе ценностей «почетное» четвертое место. Что это значит? Это значит, что человек верит в Бога, может быть даже ходит в храм Божий, соблюдает обряды, но при этом у него есть более высокие ценности. То есть если такой среднестатистический православный встанет перед выбором: работа или Бог, здоровье или Бог, в обоих случаях будет выбрано первое. Или если для сохранения здоровья потребуется нарушить заповедь, это будет сделано. Трепетное отношение к собственному здоровью становится страстью, здоровье - кумиром, который превыше Бога.

Да, телесное здравие весьма значимо для нас. Но Творец создал человека как единство духа, души и тела, и здоровье тела невозможно, если душа и дух страждут. А без Бога они всегда в терзаниях.

Единственная действительная цель существования человека в земном мире - спасение души, приобретение любви к Богу и ближнему. Телесное здравие иногда способствует спасению, а бывает, что и препятствует. Тогда, Божиим Промыслом, людям подаются болезни. Господь попускает страдания человеку для того, чтобы душа его очистилась и чтобы человек с благодарностью Богу смог войти в Царство Небесное. Временные страдания этой жизни избавляют человека от страданий жизни вечной. Чем больше человек страдает в этой жизни, тем лучше будет его участь в Царствии Божием. Страданиями Господь сохраняет человека от зла, страданиями Господь прикрепляет человека к себе. Если человек с благодарностью Богу переносит все, что ему посылается, он становится верным сыном или дочерью Божией и усыновляется Им в Царствии Небесном.

Что же делать заболевшему, к кому обращаться? Лечением тела занимается официальная медицина. Врачуя тело, доктора действуют по воле Божией. Сам Господь заповедовал Своим апостолам исцелять больных (Лк.9:2). Один из евангелистов - св. ап. Лука был практикующим врачом.

А если болезнь неизлечима средствами классической медицины? Тут человек оказывается перед лицом непростого выбора. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:26). Положиться целиком на волю Божию, как Сам Иисус Христос, Который воле Отца был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:8)? Или решить для себя, что безболезненная и долгая земная жизнь есть высшая ценность, и за нее не жаль заплатить любую цену, пусть и во вред душе?

Православный человек выберет первый путь. К молитве он обратится даже прежде, чем к доктору. Испросит у Господа помощи и для себя, и для лечащих врачей. Приступит к Святым Таинствам, подаваемым Церковью: исповедуется, покаявшись в своих грехах, вкусит в Причастии Тело и Кровь Христовы, пособоруется. А если болезнь не отступит, смиренно примет свою немощь, как в свое время принял апостол Павел «жало в плоть,… удручать меня, чтобы я не превозносился» (2Кор.13:7). Даже приближаясь к кончине, искренне произнесет: «Да будет воля Твоя» (Мф.6:10). И радостно отправится ко Господу, в Его Царствие.

Человек, не доверяющий Богу, нецерковный, у которого Бог только «в душе», изберет другую стратегию поведения. Он будет лечиться до последнего издыхания. Испробует средства различных языческих культов: йоги, шаманизма, рейки, нейролингвистического программирования… Устремится к экстрасенсам или «народным целителям», которые, кстати, широко используют в своих лечебных обрядах православные атрибуты. Обставляются иконами, читают «молитвы», которые часто не молитвы, а заговоры. Между сеансами посылают больных в храм поставить свечку, приложиться к иконам, приступить к Таинству Причастия. Целитель может уверять пациента, что его деятельность одобряется Церковью, что он имеет благословение священника. И это стопроцентно будет либо прямой обман, либо лукавство, потому что Церковь точно знает, кто стоит за левым плечом такого врачевателя и подает ему магические силы.

Нужно иметь мужество отказаться от всех методов врачевания, воздействующих на душу человека. Их перечень огромен, сейчас в России практикуют примерно 300 тысяч оккультных «целителей». Это и уринотерапия, и холотропное дыхание, водолечение Порфирия Иванова и чистка чакр, диск «медив» и фетальная терапия, очищение организма от «шлаков» и траволечение, сопровождаемое заговорами, бесконтакотный массаж, все методы лечения, включающие гипноз или медитацию… Бесовская изобретательность безгранична. Некоторые душевредные приемы может использовать и официальная медицина.

Неискушенному человеку трудно бывает оценить духовную опасность разнообразных методик исцеления. Поэтому, собираясь прибегнуть к услугам нетрадиционной медицины, обязательно посоветуйтесь со священником.

Когда человек заболевает, особенно тяжело и неизлечимо, он испытывает страх смерти. Но для православного за окончанием земной жизни следует встреча с Богом. Он ждет нас, Он приготовил нам Небесные Обители. Если для нас, вслед за Апостолом, «жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Фил.1:21), то чего нам бояться кончины? Она - во времени, она - рождение в вечность. А человек, который стремится к исцелению телесных недугов средствами, убивающими душу, просто ничего не понял в этой жизни и ничему не научился.

«, июль 2007

Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов…, возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк. 16, 17-18)

Вступление

Христос, посылая Апостолов на проповедь, «…дал им силу и власть над всеми бесами, и врачевать от болезней… и исцелять больных» (Лк. 9). Спаситель пророчески сказал Своим ученикам о всяком верующем в Него, что «дела, которые творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит» (Ин. 14). И действительно, святые люди силою Божией творили чудеса, подобные тем, что совершал Господь. Одним из таких чудотворцев-целителей был святой Иоанн Кронштадтский. Правда, сначала он считал невозможным молиться об исцелении болящих. Но однажды к нему пришла глубоко верующая женщина и, как вспоминал святой, стала настойчиво требовать, «чтобы я молился о болящем не иначе, как о его выздоровлении. Я почти испугался! «Как я могу, – думал я, – иметь такое дерзновение?»… Тогда я исповедовал пред Господом свое ничтожество и греховность, увидел волю Божию во всём этом деле и стал просить для болящего исцеления. И Господь послал ему милость свою – он выздоровел. Я же благодарил Господа за эту милость. В другой раз по моей молитве исцеление повторилось. Я тогда в этих двух случаях прямо усмотрел Волю Божию, новое себе послушание от Бога – молиться за тех, кто будет этого просить…». И он молился с великой настойчивостью, вымаливая у Всемогущего здоровье для больных, потому что народный пастырь безмерно любил ближних. (Разумеется, если на выздоровление конкретного человека нет воли Божией, то даже великая вера не поможет). К примеру, девять раз ходил отец Иоанн молиться с дерзновенным упованием за младенцев Павла и Ольгу, и лишь на десятый раз Господь их исцелил! А ведь другой на месте святого мог бы сдаться и после первой неудачной попытки. Воистину, как сказал один священник, «всегда прикрываться словами «на всё воля Божия» – безответственно». Ведь «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11), причем нередко эта «вера, действующая любовью» сопряжена с подвигом…

Святое Писание гласит: «Господь Целитель твой», но Владыка допускает болезни, потому что часто они обращают людей к Богу. Как здесь не вспомнить слова Псалмопевца: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь…» (Пс.89,10).

Наслаждаясь здоровьем и жизнью, человек обычно забывает о Творце – Подателе всех благ. Цветущие здоровьем редко имеют «память смертную». Наслаждаясь здоровьем, индивид находится как бы вне себя. Болезнь же смиряет, обращает взор наш на свою душу. Не потому ли многие святые, исцеляя других, сами не хотели исцеляться? Например, святой Пимен Многоболящий говорил исцеленному им иноку: «Бог, Который исцелил тебя от болезни, может и мне даровать здоровье, но я не желал бы того…». Это с одной стороны, с другой – известно: «И подвижники, святые люди, после многих трудов, перегрузок, сопряженных с телесными подвигами, приобретали не только телесные болезни, но и нервные расстройства» (см. свт. Лука (Войно-Ясенецкий) «Я полюбил страдание…»). К примеру, профессор, прот. Виталий Боровой написал: «Иоанн Златоуст два года подвизался в одиночестве, в пустыне, и за эти два года суровыми аскетическими подвигами и лишениями страшно подорвал свое здоровье, так что потом всю жизнь болел».

По данным специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 10% зависит от медицины, на 20% – от состояния окружающей среды, на 20% – от наследственности и на 50% – от образа жизни. Как написал кандидат медицинских наук, доктор Тюменского Свято-Троицкого монастыря Дмитрий Дурыгин: «…даже при очень тяжелой наследственности правильная организация здорового образа жизни позволит значительно скомпенсировать недостатки физического здоровья.

Медицина при этом лишь помогает, советует, координирует усилия человека, направленные на организацию здорового образа жизни, а также помогает справиться с болезнью, если она все-таки случилась. Поэтому, как правило, неуместны претензии больных к врачам, которые «не могут вылечить» – всегда хочется сказать, прежде всего: «Посмотри, как ты сам живешь?! Сделал ли сам хоть что-нибудь, чтобы быть физически здоровым?»… В деле здоровья приоритет принадлежит (контрольный пакет акций) Божьему Промыслу, однако и человек при этом не безгласен – он имеет возможность выбора и действий». В подтверждение этих слов приведу высказывание ныне здравствующего всемирно известного русского хирурга Федора Григорьевича Углова, занесенного в «Книгу рекордов» Гиннеса в качестве старейшего в мире практикующего хирурга. Сто трехлетний Федор Григорьевич считает, что «здоровье человека очень во многом зависит от него самого. Прояви разумную заботу о здоровье, устрани причины, сокрушающие жизнь, и можно не только продлить свою жизнь на десятилетия, но сделать ее полноценной и счастливой…»

«Не лекарства, не доктора сами по себе, не хирургические ножи вылечивают человека… но сила жизни, от Бога исходящая. Она исцеляет, живит, воскрешает непосредственно и через лекарства, докторов, хирургические ножи… Таково теоцентрическое сознание, столь нужное всем; от него все отпадают люди, но к нему призваны возвращаться», – писал архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховский). «… со времени Иисуса Христа значение болезни видится не в том, что она должна исчезнуть с лица земли, а в том, что Божественная сила, которая ее в конце концов победит, уже действует на земле. Ибо болезнь, хотя и имеет некий смысл, все же остается злом. В эсхатологических откровениях ее не будет, и листья древа жизни будут исцелять народы (Откр. 22:2)» (епископ Константин (Горянов) Тихвинский).

Иеромонах Анатолий (Берестов) свидетельствует, что в своей практике он столкнулся с таким явлением: большинство наркозависимых после активного воцерковления исцеляются от тяжелейших недугов. «Почему это происходит? Как священник, я могу сказать – это действие благодати Божией. А с врачебной точки зрения могу попытаться объяснить так: неправильный образ жизни и сам героин способствуют понижению иммунных сил организма. Когда человек начинает вести здоровый образ жизни, когда он начинает верить, у него вырабатывается психологический комфорт, и тогда изменяется иммунная система, сам организм может побороть инфекцию».

Как видим, физическое здоровье зависит от многих факторов, в том числе и психологических. Так, святитель Феофан Затворник отмечал: «Здоровье не от одной пищи зависит, а наиболее от душевного спокойствия …» (Собр. писем III, п. № 514). Эта же мысль прослеживается и в творениях преподобного Серафима Саровского: «Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатию Божией, жили долго», – а также в письмах святого Макария Оптинского: «В спокойствии духа удобнее и покаяние приносить можем, и сохранимся невредимы от болезни…». Кстати, ученые университета в Висконсине пришли к такому выводу: ««Мрачные мысли серьезно подрывают здоровье», – заявили ученые. Если человек часто думает о плохом, у него может повыситься склонность к заболеваниям…» (Известия.ру)…

Ответить на вопросы такой многогранной темы, как здоровье, мы попросили игумена Петра (Мещеринова).

* * *

Отец Петр, у многих невоцерковленных людей складывается впечатление, что православные стремятся к болезням и страданиям или, по крайней мере, не прилагают усилий для сохранения и укрепления собственного здоровья (т. е. пренебрегают им). Грубо говоря – считают они – в православии здоровым быть плохо. Так ли это?

Действительно, у людей, только начинающих воцерковляться, которые бездумно читают монашескую аскетическую литературу, есть некая тенденция считать так. Обычно в это время неофиты предаются неумеренным телесным подвигам и своё здоровье разоряют; при этом они думают, что «так надо», что в этом смысл христианского подвига. Со временем, однако, люди убеждаются, что смысл христианства совсем в другом: в нравственной и духовной евангельской жизни, которая требует ровности, сосредоточенности, внутреннего мира и телесного здоровья, ибо когда человек болеет, он теряет мир, и ему уже не до «духовного». Неофиты путают терпение неизлечимых хронических болезней и стремление к ним; это разные вещи. К сожалению, когда неофитство кончается, плодом его является не стяжание Фаворского света, а именно те самые болезни… которые уже и приходится терпеть поневоле.

Не так давно на одном православном сайте, посвященном семье, прочитал, что поскольку богословием традиционно занимались монахи, то в нем мало внимания уделено вопросам семейной жизни. (У нас, например, не разработана или почти не разработана тема брака, супружеских отношений, любви и построения семьи). Думаю, то же самое можно сказать и о здоровье. Эта мысль прослеживается в творениях старца Паисия Святогорца: если у монаха, умершего для мира, отношение к болезни одно, то у многодетного семьянина – совсем другое, т.к. он имеет массу обязанностей перед ближними. Старец приводил пример. Крестьяне шли за исцелением к преп. Арсению Каппадокийскому лишь тогда, когда видели, что болезнь мешает работе и начинают страдать их домашние… То есть, по словам протоиерея Евгения Попова, при добром здоровье человек более может делать добра. Как Вы считаете, нужно ли современным православным богословам заниматься развитием доктрины о здоровье именно для семейных воцерковленных людей? И если – да, то, чтобы Вы, могли, к примеру, посоветовать?

Вообще современным богословам нужно очень много чем заниматься, в том числе и той проблемой, о которой вы говорите. Доктрина о здоровье, впрочем, заключала бы в себе очень простые истины: здоровье нужно беречь, когда оно пошатнулось – наряду с участием в Таинствах Церкви искать и прибегать к хорошим врачам (увы, в наше время не всем и не везде это доступно); если никакими естественными и церковными способами исцеления добиться невозможно – терпеть, предав Богу своё положение. В частности, забота о здоровье должна заключаться и в том, чтобы не копировать слепо древние монашеские уставы касательно пищи, сна и т. п., но соразмеряться с условиями современной жизни. Вот этим православные богословы должны озаботиться, на мой взгляд, в первую очередь.

Следуя здравому смыслу, понятно: чтобы у мирянина были здоровые дети, ему необходимо быть здоровым самому. Является ли в данном случае забота о своем здоровье и его укреплении со стороны будущих родителей – проявлением евангельской заповеди о любви к ближним?

В самом вопросе содержится и ответ – да, конечно, здоровье родителей есть здоровье детей.

Как верующим родителям, тем, кто решил заботиться о своем здоровье ради будущих детей, не потерять правильных ориентиров в вере (т. е. чтобы попечения о плоти не превратить в похоти)?

Трудно ответить на это вопрос обще. Если родители – настоящие христиане, то их совесть, просвещённая светом Евангелия, подскажет, как им строить свою жизнь, с одной стороны, храня верность церковной традиции, с другой – чтобы не «выпадать из реальности», превращая себя в «человека для субботы».

Здоровье – это дар Божий. Тем не менее, немало православных, будучи здоровыми, практически сей дар не берегут. И когда они заболевают, то считают, что недуг был послан им за грехи. Является ли грехом отсутствие понимания ценности здоровья и пренебрежение собственным телом?

Думаю, что является; только это, так сказать, «производный грех», который вытекает вообще из неправильного взгляда на мир. Православные могут не беречь дар здоровья по двум причинам: либо по безответственности, какому-то подростковому «наплевательству» на свою жизнь (что, вообще-то говоря, странно в православном человеке), либо по ложному аскетизму, о котором мы уже говорили.

Отец Петр! Скажите, пожалуйста, что делать воцерковленному православному (регулярно участвующему в Таинствах, причащающемуся), который искренне кается, усердно молится об исцелении, а получить его не может?

Не оставляя участия в Таинствах и молитвы, найти хорошего врача и лечиться. Если же и это не принесёт исцеления, то – терпеть, удостоверившись, что таково воспитательное, необходимое для нас попущение Божие.

Как правильно, по-православному, надо молиться, чтобы исцелиться?

По православному будет так: прилагая все свои усилия к исцелению, употребляя и медицинские, и церковные средства, испрашивать у Бога исцеления, но всегда прибавляя: «не моя, но Твоя воля да будет».

Из Вашего опыта не могли бы рассказать о случаях, когда после молитвы, покаяния или соборования человек исцелялся не только духовно, но и телесно.

Такие случаи бывают; но в моей практике чего-то особо яркого, о чём можно было бы специально рассказать, я не припомню.

Как, с духовной точки зрения, объяснить тот факт, что, когда заболевшие актеры по роли вживались в образ здорового человека, то они исцелялись? При этом, чем успешнее они играли, тем быстрее становились здоровыми.

Тут нельзя вывести какое-то всеобщее правило. Если бы все без исключения заболевшие актёры, вживаясь в роль здоровых людей, исцелялись, то можно было бы ставить такие факты на «духовное обсуждение». Частные же, единичные случаи нужно и рассматривать в частном порядке. Вообще давно известно, что «вжиться в роль» можно так, что в ней и останешься… но, повторю, это всё же редкие и единичные случаи, чтобы выводить из них общие рекомендации.

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего…» (Иак. 5). Прав ли человек, сказавший, что исцеление произойдет только тогда, когда пресвитер сам верит в исцеление?

По учению Церкви, личные качества законного пресвитера, не находящегося под запрещением в священослужении, не могут быть препятствием для совершения Таинства.

Православие, с одной стороны, учит благодарить за болезни, а с другой – на каждом богослужении произносится молитва: «избави нас от всякия скорби, зол и болезней…». Нет ли здесь противоречия?

Нет, противоречия нет, а есть последовательность. Мы молимся об избавлении от болезни; если же, по употреблении всех средств, болизнь не проходит, и мы начинаем понимать, что болезнь попущена нам Богом, то нужно тогда за это Бога благодарить, веря, что Он строит всё (в том числе и болезнь) для нашей духовной пользы.

В протестантизме считается, что воля Божия – в том, чтобы верующий был счастливым и здоровым. Правильно ли это?

Если не абсолютизировать это положение, то это так. Но нужно знать, что всё же это не высшая ценность в христианстве. Воля Божия есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную (Ин. 6, 40); разнообразие жизненных ситуаций допускает, что эта воля может осуществиться только тогда, когда разорится то, на что человек уповал помимо Бога; а предметом этого упования часто бывает, наряду с богатством, здоровье. Кроме того, страдающий плотию перестает грешить (1 Петр. 4, 1), говорит Священное Писание; бывают люди, в отношении которых воля Божия – чтобы они одумались и перестали грешить – осуществляется, в частности, через болезни. А бывает, что, с точки зрения Бога, человеку до конца своих дней нужно пребывать в скорбях. Так что я бы не догматизировал это мнение протестантов.

В Евангелии сказано: «Возложат руки на больных, и они будут здоровы». Существовала ли в Православии такая практика целительства, тем более, что в Православии существует апостольская преемственность? Если – да, то почему современные священники это не практикуют?

Такая практика существовала в первые века христианства, а потом она сошла на нет; в известной степени харизматическое целительство заменило Таинство Соборования. Современные священники не практикуют эту практику по той же причине, по какой нормальному человеку не придёт в голову накормить пятью хлебами пять тысяч человек.

Святитель Василий Кинешемский писал: «Цель гимнастики состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека…». Физкультура полезна для телесного здоровья. А занятия спортом уводят подрастающее поколение от пьянства и наркотиков. Почему Православие практически не призывает, выражаясь светским языком, к «здоровому образу жизни»?

Церковь призывает прежде всего к спасению души, соединению человека со Христом, к исцелению Святым Духом греха и страстей. Агитировать «за спорт», за здоровый образ жизни – всё же не прямое дело Церкви. Церковь констатирует необходимость беречь здоровье, развиваться не только душевно, но и телесно; но не распространяет своего поучения на детализацию и пропаганду этого, предоставляя эту сферу жизни сознанию и свободе каждого человека.

Митрополит Кирилл сказал, что сила веры привлекает силу Духа, и св. Иоанн Кронштадтский говорил: «Вера – уста души, служащие ко принятию Божиих даров». Так, может, человек зачастую не исцеляется из-за того, что у него не хватает веры?

Мы не можем этого утверждать, а тем более выявлять скрытый подтекст этого утверждения – «сам виноват». Не исцеляться человек может по тысяче причин, как имеющих отношение к вере, так и не имеющих. Евангелие велит помогать больным, служить им, облегчать их участь, но не вдаваться в рассуждения, за что постигла человека та или иная болезнь.

Священник и врач Валентин Чаплин писал: «Было бы нелепо отрицать значение психологического воздействия во время лечения. Эффект плацебо у взрослых всем хорошо известен. И наоборот, известны случаи нейтрализации сильно действующего вещества при определённых психологических ситуациях. Я лично наблюдал, как абсолютно пьяная женщина, повариха института, после проведённого сеанса гипноза и соответствующего внушения стала трезвой…

Для всех совершенно очевидно, что состояние психики человека оказывает определяющее влияние на сопротивляемость организма. Болезнь формируется изнутри. Душевное состояние человека влияет на течение болезни, и внешние отрицательные факторы могут быть нейтрализованы соответствующим психологическим настроем. Как показывают многочисленные наблюдения, даже инфекционные болезни протекают по-разному в зависимости от душевного состояния человека».

Разумеется, православным практиковать гипноз нельзя, а можно ли заниматься психологическим настроем или внушением? (Чтобы было понятно, что я имею в виду, приведу пример: однажды некий монах пожаловался отцу Силуану Афонскому, что игумен монастыря не любит его. «А ты люби его, – ответил ему отец Силуан, – молись усердно за своего игумена каждый день и повторяй: «Я люблю моего игумена, я люблю моего игумена…»; и когда в тебе разгорится любовь к игумену, он начнет тебя любить» (св. Николай Сербский «Кассиана», стр. 135). Светский психолог повторяющуюся фразу: «Я люблю моего игумена» – мог бы назвать самовнушением).

Вне всякого сомнения, соматическое состояние человека зависит от его душевного и духовного состояния. Поэтому важнейшим фактором приведения в порядок своего тела является чистота совести, душевное спокойствие и равновесие, мир с собою и окружающими людьми. Если говорить об исцеляющем факторе этого, то нужно созидать свою жизнь именно таким образом. Но совершенно очевидно, что это созидание не достигается никаким самовнушением. Нелепо внушать себе: «у меня всё в порядке», когда объективно на нас скорбят люди, которым мы наделали гадостей, дома с женой и детьми сплошная ругань, и т. п. Душа приводится в порядок нравственным евангельским трудом, молитвой, поучением в Священном Писании, участием в Таинствах и главное – исполнением заповедей Божиих по отношению к ближнему. Только этим может быть достигнут мир совести; сюда и надо прилагать свои усилия.

Отец Петр, большое спасибо за беседу.

Беседовал Андрей Сигутин

Здоровье, как и сама жизнь, - дар Божий, который не ценится до тех пор, пока не утрачен. Болезнь ставит нас в неудобное положение, она всегда некстати, не говоря уже о том, что болезнь - это боль, это несвобода, это реальная возможность умереть, в том числе и от лечения. Принято считать, что здоровье является нормой человеческого существования, а болезнь нарушает эту норму. Православие по-иному рассматривает проблему болезни и здоровья. Святые отцы полагали, что болезни и скорби могут послужить духовному возрастанию человека, помочь ему приблизиться к Богу.

С православной точки зрения, болезнь является уделом человека на земле, поскольку в грехопадении прародителей Адама и Евы человеческая плоть изменила свои качества - стала немощной, склонной к болезням и старости, смерти и тлению. Болезнь - закономерное явление еще и потому, что человек вольно или невольно впадает в грехи, которые также ведут к болезням.

"Причина болезни - грех, своя собственная воля, а не какая-либо необходимость", - утверждал преподобный Ефрем Сирин.

Известно, что и святые имели болезни, часто неизлечимые. Апостол Павел, например, пишет: "... дано мне жало в плоть.., чтобы я не превозносился". Некоторые святые молили Бога, чтобы им была послана болезнь как испытание, дающее возможность совершения сугубого духовного подвига.

Таким образом, святые отцы не считали болезнь местью за грехи, а только средством исправления грехов.

В ХХ веке болезнь стала пониматься узко, обычно только как телесное страдание.
Это является выражением общего неправильного отношения к человеку как к сгустку мыслящей материи, или к жизни как только к движению материи. Православное понимание болезни шире медицинского.

"Болезную, братие, вместе с вами, - говорит св.Киприан. - Нисколько не утешает меня в болезнях моих то, что я сам здоров и невредим. Ибо пастырь уязвляется в язве своего стада...".

Не только грех, но и беременность, например, еще в прошлом веке называлась болезнью, а с другой стороны, деторождение для женщины спасительно так же, как для мужчины труд в поте лица. В Ветхом Завете часто рядом стоят "труд и болезнь", а в величании святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову церковный народ поет: "...и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове..." Значит, и болезнью можно послужить проповеди Евангелия.

Особой болезнью, даже и с медицинской точки зрения, является старость как процесс постепенного физического одряхления человека с общим ослаблением всех телесных функций. Часто в этом состоянии выявляются особым образом свойства личности (души и духа человека), которые могут в противоположность физической дряхлости иметь необыкновенную силу, привлекательность и красоту: перед нами не старик, а старец, вызывающий благочестивое чувство. Таких христиан с иконописным ликом чаще всего можно встретить именно среди православных. Благообразие, однако, не приходит само собой, а является следствием их трудов и терпеливо понесенных болезней. Внешняя и внутренняя красота таких личностей заставляет думать о их святости и о истинности православных путей спасения души.

Мы веруем, что смерть христианина является переходом к новому существованию, новой реальности - вечной жизни человеческой души с Богом. Какое значение имеет телесное здоровье во временной, земной жизни человека с точки зрения его вечного предназначения?

С православной точки зрения, телесное здоровье является меньшей ценностью, чем здоровье духовное, ибо очевидно то, что при неразвитости христианского мировоззрения телесное здоровье может быть гибельным для души, так как некоторые заповеди Закона Божия легче нарушать, будучи здоровым, нежели немощным. Телесное здоровье, безусловно, благо, и мы призваны его сохранять. Ветхозаветный мудрец советует нам: "Прежде болезни заботься о себе..."(Сир. 18, 19). Но в православном понимании и болезнь является благом, ибо может послужить спасению души человека, совершив в нем нравственный переворот, обратив его к Богу. Для неправославных или неверующих во Христа Спасителя оценка "пользы или вреда" переносимых страданий находится за пределами человеческого разумения.

В рассказе "Живые мощи" ("Записки охотника") И.С.Тургенев описал человека, которого неизлечимая болезнь постепенно привела к внутреннему обновлению.
Крестьянка Лукерья, умница и первая красавица, оказалась прикованной к постели. Сначала, по ее собственному признанию, ей было "очень томно", затем она "привыкла, обтерпелась" и даже стала расценивать свое положение лучшим по сравнению с теми, у кого нет пристанища, кто слеп или глух. Она благодарит Бога за то, что видит, слышит, чувствует запахи цветов и трав, за то, что у нее есть всегда "припасенная ключевая вода". В своем убогом положении она приходит к выводу: Бог лучше знает, что ей нужно. "Послал Он мне крест - значит, Он меня любит..." - это убеждение позволяет ей сохранить внутренний мир и терпеть страдания Христа ради. "Рассказывали, - пишет И. С. Тургенев, - что в самый день кончины она все слышала колокольный звон... Впрочем, Лукерья говорила, что звон шел не от церкви, а "сверху". Вероятно, она не посмела сказать: с неба".

Болезнь может служить духовному росту человека, но только тогда, когда она становится вольным страданием - подвигом, в котором больной человек сознательно, в соответствии с Божественной волей соглашается переносить страдания. Тем самым человек обнаруживает добродетель терпения, смирения и послушания, которая не остается без награды: во-первых, Господь по молитвам болящего и его близких облегчает страдания больного вплоть до чуда исцеления; во-вторых, Господь посылает врача.

Стремление выздороветь должно включать духовный подвиг - молитву, пост (немало болезней лечатся ограничением тех или иных видов пищи или даже голодом), а также обращение болящего к Таинствам Исповеди, Елеосвящения, Причащения Тела и Крови Христовых. Некоторые больные этим и ограничивают свое желание поправить здоровье, отказываясь от врачебной помощи, полагаясь во всем на волю Божию. Такое решение, если оно принято без ведома духовника, является греховным, так как в отношении себя мы не всегда правильно понимаем волю Божию. Кроме того, существованием врачей и методов врачевания уже обозначена воля Божия: "Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется от тебя, ибо он нужен." (Сир. 38, 12). Итак лечиться необходимо, важно другое - как и у кого.

(Интервью с игуменом Петром (Мещериновым),
руководителем Патриаршего центра духовного развития детей и молодёжи
при Свято-Даниловом монастыре, г. Москва)

Отец Петр, у многих невоцерковленных людей складывается впечатление, что православные стремятся к болезням и страданиям или, по крайней мере, не прилагают усилий для сохранения и укрепления собственного здоровья (то есть пренебрегают им). Грубо говоря - считают они - в православии здоровым быть плохо. Так ли это?

Действительно, у людей, только начинающих воцерковляться, которые бездумно читают монашескую аскетическую литературу, есть некая тенденция считать так. Обычно в это время неофиты предаются неумеренным телесным подвигам и своё здоровье разоряют; при этом они думают, что «так надо», что в этом смысл христианского подвига. Со временем, однако, люди убеждаются, что смысл христианства совсем в другом: в нравственной и духовной евангельской жизни, которая требует ровности, сосредоточенности, внутреннего мира и телесного здоровья, ибо когда человек болеет, он теряет мир, и ему уже не до «духовного». Неофиты путают терпение неизлечимых хронических болезней и стремление к ним; это разные вещи. К сожалению, когда неофитство кончается, плодом его является не стяжание Фаворского света, а именно те самые болезни... которые уже и приходится терпеть поневоле.

Не так давно на одном православном сайте, посвященном семье, прочитал, что поскольку богословием традиционно занимались монахи, то в нем мало внимания уделено вопросам семейной жизни. (У нас, например, не разработана или почти не разработана тема брака, супружеских отношений, любви и построения семьи). Думаю, то же самое можно сказать и о здоровье. Эта мысль прослеживается в творениях старца Паисия Святогорца: если у монаха, умершего для мира, отношение к болезни одно, то у многодетного семьянина – совсем другое, так как он имеет массу обязанностей перед ближними. Старец приводил пример. Крестьяне шли за исцелением к преп. Арсению Каппадокийскому лишь тогда, когда видели, что болезнь мешает работе и начинают страдать их домашние… То есть, по словам протоиерея Евгения Попова, при добром здоровье человек более может делать добра. Как Вы считаете, нужно ли современным православным богословам заниматься развитием доктрины о здоровье именно для семейных воцерковленных людей? И если - да, то, чтобы Вы, могли, к примеру, посоветовать?

Вообще современным богословам нужно очень много чем заниматься, в том числе и той проблемой, о которой вы говорите. Доктрина о здоровье, впрочем, заключала бы в себе очень простые истины: здоровье нужно беречь, когда оно пошатнулось – наряду с участием в Таинствах Церкви искать и прибегать к хорошим врачам (увы, в наше время не всем и не везде это доступно); если никакими естественными и церковными способами исцеления добиться невозможно – терпеть, предав Богу своё положение. В частности, забота о здоровье должна заключаться и в том, чтобы не копировать слепо древние монашеские уставы касательно пищи, сна и т.п., но соразмеряться с условиями современной жизни. Вот этим православные богословы должны озаботиться, на мой взгляд, в первую очередь.

Следуя здравому смыслу, понятно: чтобы у мирянина были здоровые дети, ему необходимо быть здоровым самому. Является ли в данном случае забота о своем здоровье и его укреплении со стороны будущих родителей – проявлением евангельской заповеди о любви к ближним?

В самом вопросе содержится и ответ – да, конечно, здоровье родителей есть здоровье детей.

Как верующим родителям, тем, кто решил заботиться о своем здоровье ради будущих детей, не потерять правильных ориентиров в вере (то есть чтобы попечения о плоти не превратить в похоти)?

Трудно ответить на это вопрос обще. Если родители – настоящие христиане, то их совесть, просвещённая светом Евангелия, подскажет, как им строить свою жизнь, с одной стороны, храня верность церковной традиции, с другой – чтобы не «выпадать из реальности», превращая себя в «человека для субботы».

Здоровье – это дар Божий. Тем не менее, немало православных, будучи здоровыми, практически сей дар не берегут. И когда они заболевают, то считают, что недуг был послан им за грехи. Является ли грехом отсутствие понимания ценности здоровья и пренебрежение собственным телом?

Думаю, что является; только это, так сказать, «производный грех», который вытекает вообще из неправильного взгляда на мир. Православные могут не беречь дар здоровья по двум причинам: либо по безответственности, какому-то подростковому «наплевательству» на свою жизнь (что, вообще-то говоря, странно в православном человеке), либо по ложному аскетизму, о котором мы уже говорили.

Отец Петр! Скажите, пожалуйста, что делать воцерковленному православному (регулярно участвующему в Таинствах, причащающемуся), который искренне кается, усердно молится об исцелении, а получить его не может?

Не оставляя участия в Таинствах и молитвы, найти хорошего врача и лечиться. Если же и это не принесёт исцеления, то – терпеть, удостоверившись, что таково воспитательное, необходимое для нас попущение Божие.

Как правильно, по-православному, надо молиться, чтобы исцелиться?

По православному будет так: прилагая все свои усилия к исцелению, употребляя и медицинские, и церковные средства, испрашивать у Бога исцеления, но всегда прибавляя: «не моя, но Твоя воля да будет».

Из Вашего опыта не могли бы рассказать о случаях, когда после молитвы, покаяния или соборования человек исцелялся не только духовно, но и телесно.

Такие случаи бывают; но в моей практике чего-то особо яркого, о чём можно было бы специально рассказать, я не припомню.

Как, с духовной точки зрения, объяснить тот факт, что, когда заболевшие актеры по роли вживались в образ здорового человека, то они исцелялись? При этом, чем успешнее они играли, тем быстрее становились здоровыми.

Тут нельзя вывести какое-то всеобщее правило. Если бы все без исключения заболевшие актёры, вживаясь в роль здоровых людей, исцелялись, то можно было бы ставить такие факты на «духовное обсуждение». Частные же, единичные случаи нужно и рассматривать в частном порядке. Вообще давно известно, что «вжиться в роль» можно так, что в ней и останешься... но, повторю, это всё же редкие и единичные случаи, чтобы выводить из них общие рекомендации.

- «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, - и молитва веры исцелит болящего...» (Иак. 5). Прав ли человек, сказавший, что исцеление произойдет только тогда, когда пресвитер сам верит в исцеление?

По учению Церкви, личные качества законного пресвитера, не находящегося под запрещением в священослужении, не могут быть препятствием для совершения Таинства.

Православие, с одной стороны, учит благодарить за болезни, а с другой – на каждом богослужении произносится молитва: «избави нас от всякия скорби, зол и болезней...». Нет ли здесь противоречия?

Нет, противоречия нет, а есть последовательность. Мы молимся об избавлении от болезни; если же, по употреблении всех средств, болезнь не проходит, и мы начинаем понимать, что болезнь попущена нам Богом, то нужно тогда за это Бога благодарить, веря, что Он строит всё (в том числе и болезнь) для нашей духовной пользы.

В протестантизме считается, что воля Божия – в том, чтобы верующий был счастливым и здоровым. Правильно ли это?

Если не абсолютизировать это положение, то это так. Но нужно знать, что всё же это не высшая ценность в христианстве. Воля Божия есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную (Ин. 6, 40); разнообразие жизненных ситуаций допускает, что эта воля может осуществиться только тогда, когда разорится то, на что человек уповал помимо Бога; а предметом этого упования часто бывает, наряду с богатством, здоровье. Кроме того, страдающий плотию перестает грешить (1 Петр. 4, 1), - говорит Священное Писание; бывают люди, в отношении которых воля Божия – чтобы они одумались и перестали грешить – осуществляется, в частности, через болезни. А бывает, что, с точки зрения Бога, человеку до конца своих дней нужно пребывать в скорбях. Так что я бы не догматизировал это мнение протестантов.

В Евангелии сказано: «Возложат руки на больных, и они будут здоровы». Существовала ли в Православии такая практика целительства, тем более, что в Православии существует апостольская преемственность? Если – да, то почему современные священники это не практикуют?

Такая практика существовала в первые века христианства, а потом она сошла на нет; в известной степени харизматическое целительство заменило Таинство Соборования. Современные священники не применяют эту практику по той же причине, по какой нормальному человеку не придёт в голову накормить пятью хлебами пять тысяч человек.

Святитель Василий Кинешемский писал: «Цель гимнастики состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека…». Физкультура полезна для телесного здоровья. А занятия спортом уводят подрастающее поколение от пьянства и наркотиков. Почему Православие практически не призывает, выражаясь светским языком, к «здоровому образу жизни»?

Церковь призывает прежде всего к спасению души, соединению человека со Христом, к исцелению Святым Духом греха и страстей. Агитировать «за спорт», за здоровый образ жизни – всё же не прямое дело Церкви. Церковь констатирует необходимость беречь здоровье, развиваться не только душевно, но и телесно; но не распространяет своего поучения на детализацию и пропаганду этого, предоставляя эту сферу жизни сознанию и свободе каждого человека.

Митрополит Кирилл сказал, что сила веры привлекает силу Духа, и св. Иоанн Кронштадтский говорил: «Вера – уста души, служащие ко принятию Божиих даров». Так, может, человек зачастую не исцеляется из-за того, что у него не хватает веры?

Мы не можем этого утверждать, а тем более выявлять скрытый подтекст этого утверждения – «сам виноват». Не исцеляться человек может по тысяче причин, как имеющих отношение к вере, так и не имеющих. Евангелие велит помогать больным, служить им, облегчать их участь, но не вдаваться в рассуждения, за что постигла человека та или иная болезнь.

Священник и врач Валентин Чаплин писал: «Было бы нелепо отрицать значение психологического воздействия во время лечения. Эффект плацебо у взрослых всем хорошо известен… Для всех совершенно очевидно, что состояние психики человека оказывает определяющее влияние на сопротивляемость организма. Болезнь формируется изнутри. Душевное состояние человека влияет на течение болезни, и внешние отрицательные факторы могут быть нейтрализованы соответствующим психологическим настроем. Как показывают многочисленные наблюдения, даже инфекционные болезни протекают по-разному в зависимости от душевного состояния человека».
Разумеется, православным практиковать гипноз нельзя, а можно ли заниматься психологическим настроем или внушением? (Чтобы было понятно, что я имею в виду, приведу пример: однажды некий монах пожаловался старцу Силуану Афонскому, что игумен монастыря не любит его. «А ты люби игумена, - ответил ему отец Силуан, - молись усердно за своего игумена каждый день и повторяй: «Я люблю моего игумена, я люблю моего игумена…»; и когда в тебе разгорится любовь к игумену, он начнет тебя любить» (св. Николай Сербский «Кассиана», стр. 135). Светский психолог повторяющуюся фразу: «Я люблю моего игумена» - мог бы назвать самовнушением).

Вне всякого сомнения, соматическое состояние человека зависит от его душевного и духовного состояния. Поэтому важнейшим фактором приведения в порядок своего тела является чистота совести, душевное спокойствие и равновесие, мир с собою и окружающими людьми. Если говорить об исцеляющем факторе этого, то нужно созидать свою жизнь именно таким образом. Но совершенно очевидно, что это созидание не достигается никаким самовнушением. Нелепо внушать себе: «у меня всё в порядке», когда объективно на нас скорбят люди, которым мы наделали гадостей, дома с женой и детьми сплошная ругань, и т.п. Душа приводится в порядок нравственным евангельским трудом, молитвой, поучением в Священном Писании, участием в Таинствах и главное – исполнением заповедей Божиих по отношению к ближнему. Только этим может быть достигнут мир совести; сюда и надо прилагать свои усилия.

Отец Петр, большое спасибо за беседу.

Вопросы задавал Андрей Сигутин.

Священник Валерий Компаниец

Здоровье — состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. Проблема здоровья, безусловно, занимает очень важное место в нашей жизни, ибо все мы хотим быть здоровыми, и среди наших благопожеланий близким по случаю празднеств и торжеств едва ли не первым является пожелание доброго здоровья.

С точки зрения гуманистических идей — «все во имя человека и все для блага человека» — здоровье действительно претендует на то, чтобы занять свое место в ряду непреходящих ценностей. Медицина, безспорно, служит идеям гуманизма.

С точки зрения христианства, здоровье, как дар Божий, также представляет собой большую ценность, и пренебрежительное отношение к нему — большой грех.

Взгляд на природу человека

Для традиционной медицины характерен материалистический подход к природе человека, согласно механистической модели, когда упор делается на физическое тело и органы, а не на их тонкие функции и взаимосвязь с окружающим миром. Многое в устройстве человеческого организма представляется порой уж слишком механичным, техничным, простым. К примеру, сердце — простой насос для перекачивания крови. Но организм — вовсе не совокупность тканей и жидкостей с пронизывающими их телефонными кабелями нервных волокон, а сложнейшая система саморегуляции, главные принципы которой до конца не изучены до сих пор.

Согласно древней медицинской традиции, сердечный энерго-информационный центр играет главную роль в регулировании всех функций организма. Сердце напрямую сопоставляется с психическими процессами в жизни человека. Вот и святитель Лука (Войно-Ясенецкий), выдающийся ученый, хирург, в книге «Дух, душа и тело» целую главу посвятил человеческому сердцу (глава вторая «Сердце как орган высшего познания»). Вот какие строки мы находим в этой главе: «… наши анатомо-физиологические знания о сердце не только не мешают, а скорее даже побуждают нас считать сердце важнейшим органом чувств, а не только центральным мотором кровообращения». Еще больше говорит нам о сердце Священное Писание — ведь чуть ли не на каждой странице Библии читающий замечает, что сердцу придается значение не только центрального органа чувств, но и важного органа познания, органа мысли и восприятия духовных воздействий: «и больше того, сердце, по Священному Писанию, есть орган общения человека с Богом, а, следовательно, оно есть орган высшего познания.

В христианском понимании человек — существо двусоставное, состоящее из смертного тела, составленного из элементов физической природы (Бог создал человека из земного праха…) и безсмертной души, в которой запечатлено Божественное дыхание (…и вдохнул в него дыхание жизни). А некоторые из святых отцов видят в природе человека и третью составляющую — дух, который связывает человека с Богом, при этом они отводят душе мир человеческих чувств, то есть то, что связывает нас с окружающим миром.

Отношение к лечению

В современной медицине преобладает установка на фармакологические лекарственные препараты, которые оказывают на организм достаточно грубое биологическое воздействие, а основное внимание уделяется болезни, причина которой ищется, в основном, во влиянии извне — в действии болезнетворных агентов, токсинов, аллергенов, и к лечению чаще всего прибегают в остром или конечном периоде заболевания. Такой подход может дать блестящие результаты при лечении неотложных ситуаций, когда требуется незамедлительная коррекция нарушенных функций. При более длительном воздействии химические препараты приводят к возникновению лекарственной болезни у большинства пациентов. Основная беда современной медицины — в переоценке своих возможностей. Отметим еще, что в больнице многие лечатся от одних и тех же болезней (если, к примеру, взять больных какого-нибудь одного отделения), их лечат одни и те же врачи, в общем-то по одним и тем же методикам, но результаты часто бывают очень разными: одни довольно быстро выздоравливают, другие возвращаются в больницу вновь и вновь. К одной из причин этого мы вернемся чуть позже.

О чем говорит христианство? Яркой иллюстрацией может служить библейское повествование о том, как Господь сокращал сроки человеческой жизни. Человек был создан Творцом безсмертным. После грехопадения Адам и Ева и все их потомство — род человеческий — стали смертными, но первые люди жили почти по тысяче лет. С более глубоким проникновением греха в жизнь людей срок жизни патриархов (патриарх здесь — глава рода) сокращался, но все еще составлял несколько сотен лет. С дальнейшим умножением греха Библия приводит следующее определение Божие: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть: пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6, 3). Ко дням царя Давида (примерно за 800 лет до рождества Христова) Господь, как мы видим в словах псалма (Пс. 89), еще больше сократил срок жизни человека — до 70-80 лет. Таковым этот срок пребывает и доныне, несмотря на все усилия медицины.

О здоровье много говорят, пишут, но, к сожалению, мало кто заботится о нем всерьез. Большинство людей стали инертны, ленивы и предпочитают жить, как живется, не затрачивая ни сил, ни времени на заботу о самом себе. Люди не вспоминают до поры до времени о недугах и, живя в поле соблазнов, покорно отдаются во власть порочных привычек.

Христианская догматика учит нас, что болезни и смерть были попущены человеку после грехопадения как расплата за грех и как средство исправления. В земной жизни человека душа и плоть составляют единый организм, и болезни духовные — страсти (а страсть и страдание суть однокоренные слова!) не могут не быть причиной и телесных болезней. Порождения страстей — грехи, в первую очередь нераскаянные, подобно занозе, вызывающей очаг инфекционного воспаления, как раз и являются тем самым radix malorum — корнем зла, от которого произрастают всевозможные болезни. (Существует определенная статистика, подтверждающая выраженную корреляционную связь между определенными видами грехов и сопутствующими им болезнями.) И в этом можно видеть одну из причин различных результатов лечения — прежде нужно удалить занозу, а потом уж лечить нарыв.

Причины болезней

Особого разговора заслуживает НТП в медицине. По первому впечатлению, здесь преследуются самые благородные цели — избавление человека от приносимых болезнями страданий и преждевременной смерти. Заметно растет мощь медицины: число врачей и больничных коек на душу населения, десятки и сотни тысяч лекарственных препаратов и их названий, высокотехнологичные лаборатории, ядерно-магнитные диагностические установки, пересадки органов, клонирование и так далее. Почему же тогда увеличивается число больных, и растет смертность от болезней, снижается средняя продолжительность жизни, и остается низким биологический предел жизни человека?

Во-первых, искажение, вносимое НТП в богоустановленный порядок жизни, наносит мощные удары по здоровью человека, выводя на арену вместо изгнанных медициной чумы, оспы и других новые болезни. Не случайно во второй половине XX века резко изменилась структура заболеваемости и смертности населения за счет широкого распространения болезней нашего времени; среди них атеросклероз, инфаркт, инсульт, гипертоническая болезнь, злокачественные новообразования, сахарный диабет, аллергия, ожирение и другие. Основные причины: 1) Изменение условий обитания человека, ухудшение экологии и образа повседневной жизни человека в результате технических достижений. Нашему здоровью угрожает совместное действие многих факторов — загрязнение окружающей среды в результате химизации (пестициды, нефтепродукты) и урбанизации (электромагнитные излучения, высокие уровни шума и стресса и т.п.). 2) Изменение состава и качества пищи, несбалансированное питание и переедание. Добавим сюда злоупотребление алкоголем, курение, мышечную бездеятельность — вот они, пленительные убийцы, губители нашего здоровья.

Где же выход? Ведь прогресс остановить нельзя. Человеку нужно изменить свою психологию и вернуться к здоровому образу жизни своих предков. Таким образом, путем к здоровой жизни является система самоограничений (здесь нам доброе подспорье — пост!) и функциональных нагрузок.

Во-вторых, прямое вмешательство Божиего промысла, пресекающего небогоугодные устремления человечества. Греховные страсти ведут к губительному для здоровья образу жизни, сводя на нет усилия врачей. Тому можно привести множество примеров, но один из ярчайших — это СПИД, распространение которого обусловлено преимущественно грехом. Когда научная медицина научилась справляться с сифилисом, поражавшим развратников и прелюбодеев, Господь послал грянувший, как гром среди ясного неба, СПИД. Эта появившаяся как бы ниоткуда во второй половине ХХ века болезнь поражает и новоявленных грешников — наркоманов. Конечно, наше мирское «мудрование» протестует: почему же цели научной медицины являются небогоугодными? Неужели Бог хочет, чтобы человек страдал и умирал от болезней? Совместимо ли все это с образом Всеблагого и Любящего Бога? Да, конечно, если мы верим в христианское учение о грядущем воскресении. Церковь Христова учит нас, что болезни и смерть (даже если она кажется нам по человеческим понятиям преждевременной) всегда даются во благое, или даруя душе вечное блаженство, или, по крайней мере, облегчая ее загробную жизнь. Кстати, именно поэтому христианство считает эвтаназию совершенно недопустимой по отношению к людям, хотя эта процедура может выглядеть вполне милосердной по отношению к животным, которым не суждено жизни вечной и нет необходимости ни в покаянии, ни в искуплении.

Христианство говорит о том, что в духовной жизни, или в духовном мире, так же как и в материальном, действуют совершенно объективные (то есть независимые от веры или неверия людей) законы, и преступать их так же опасно, как и пренебрегать проявлением физических законов в материальном мире. Разве Божией карой следует называть тяжелые последствия нарушения правил техники безопасности или дорожного движения? Мы с детства знаем, что нельзя вставлять в электрическую розетку бабушкину шпильку, лизать на морозе полозья санок или дверную ручку. При этом одни внимают родительскому слову, а другие убеждаются в его правоте на своем жизненном опыте.

Десять заповедей Божиих нам даны не для ограничения нашей свободы, а как подсказки Отца Небесного неразумным чадам — как быть осторожными в плавании по волнам житейского моря. Бог никому не желает зла, никого не карает, и болезни (Да разве только они? Это и прочие многочисленные наш житейские проблемы) — суть следствия нарушений этих, как было отмечено, объективных законов бытия.

Библия о врачевании

Если быть внимательным, то нельзя не заметить того, что Бог имеет особое попечение о роде человеческом. Вот слова премудрого Иисуса, сына Сирахова: «Господь создал врача, и от Вышнего — врачевание» (Сир. 38, 1-2). О том, что древние врачи умели лечить, свидетельствует само их существование, как и сонм безкорыстных врачей, именно за свое «безмездное врачевство» причисленных к лику святых. Как здесь не вспомнить святого страстотерпца и целителя Пантелеимона, святителя Луку и многих других? Слава выдающихся врачей древности (таких, как Гиппократ, Гален и других) дошла до наших дней. Однако врачи древности, как рядовые, так и великие светила, не имели практически никаких знаний по анатомии и физиологии человека. Как же они находили методики лечения и лекарственные препараты? Предположение о том, что древние врачи подбирали методы лечения чисто эмпирически, путем проб и ошибок, не выдерживает критики, ибо на это не хватит всей истории человечества. Гораздо разумней предположить, что Бог научил человека, по крайней мере, некоторым методам лечения и дал ему интуитивную способность находить лекарства в окружающей природе. Так говорит Священное Писание: «Господь создал из земли врачевства… Он и дал людям знание… Ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его» (Сир. 38; 4, 6-7). Такая, дарованная Богом, интуиция присуща и лучшим медикам современности. Даже обширных современных знаний порой не хватает для принятия научно обоснованного решения, и врачу необходимо применять интуицию. Здесь уместно вспомнить и о древнейшей восточной медицине, основывающейся на принципе «Сохранение гармонии, а не исправление безпорядка является высшим принципом мудрости. Лечить заболевание после того, как оно возникло, все равно, что копать колодец, когда захотелось пить, или ковать оружие, когда началась война».

Еще раз обратим внимание на слова: «Господь создал из земли врачевства». Задолго до развития научной фармакологии человек нашел множество лекарств в окружающей его живой и неживой природе. А если вспомнить, что некоторые растения содержат целую аптеку лекарственных средств в нужных дозах, то приходится признать: естественные лекарства — не случайность, а дар Божий.

Выводы

Подведем итоги: милостию Божией человечество обладало достаточно эффективной медициной задолго до того, как получило научную поддержку. Более того, так как современные врачи не способны, в отличие от древних, лечить без искусственно созданных лекарств, то ясно, что научная медицина разучилась в значительной мере пользоваться природными лекарствами, негативные побочные явления которых значительно меньше, чем у искусственно созданных человеком. Научная медицина, многое приобретая, многое и теряет.

Переход к научной медицине породил и ряд трудноразрешимых морально-этических проблем, связанных с прерыванием беременности (а тем более с возможностью лечения людей препаратами, изготовленными из клеток тел убиенных младенцев, не говоря уже об использовании их в косметологии!), тут и проблемы клонирования и той же эвтаназии. Все эти и многие другие вопросы Бог человеку не задавал, но человек сам взвалил их на свой ограниченный разум и теперь стонет под их тяжестью в духовном изнеможении.

Вот и получается, что известная пословица «В здоровом теле — здоровый дух» хороша, если читать ее с точностью до наоборот («При здоровом духе — здоровое тело»). Все же, заботясь прежде всего о духовном здоровье для благодатного пребывания в вечности, мы, с помощью Божией (и медицины), сможем получить те необходимые для спасения в вечной жизни обетованные Богом 70-80 лет жизни земной.