Ппсихологические особенности старшеклассников и выбор профессии. Психодиагностика в профконсультации Социология Т

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Факультет психологии Ю9.я7 Г935 Е.В. Гудкова ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Учебное пособие Под редакцией Е.Л. Солдатовой Челябинск Издательство ЮУрГУ 2004 3 ББК Ю94.я7 Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования: Учебное пособие/ Под ред. Е.Л. Солдатовой. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 125 с. Пособие является систематическим изложением материала по курсу «Методы профориентации и профконсультирования». Оно знакомит с историей профориентации и основами профессиоведения, дает представление о человеке как самоопределяющейся личности и субъекте труда. В пособии освещаются основные направления психологического сопровождения профессионального развития личности, такие как информирование, диагностика, консультирование, отбор, адаптация и реабилитация. Книга адресована будущим психологам, педагогам, а также всем, кто интересуется вопросами профориентации и профессионального консультирования. Ил. 2, табл. 3, список лит. – 35 назв. Одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии. Рецензенты: Кутепова Н.Г. – кандидат психологических наук, начальник отдела диагностики и консультирования Управления по делам образования г. Челябинска; Циринг Д.А. – кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии ЧелГУ. Издательство ЮУрГУ, 2004. 4 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3 Часть 1. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА…………………………………………. 4 1.1. Предпосылки и история развития профориентации……………….. 4 1.1.1. Теория и практика зарубежной профориентации………………. 6 1.1.2. Теория и практика отечественной профориентации…………… 14 1.2. Основные понятия и категории профориентации………………….. 20 1.2.1. Понятийный аппарат профессиоведения………………………... 20 1.2.2. Профессиография и психография……………………………….. 24 1.2.3. Классификация профессий по Е.А. Климову…………………… 26 1.3. Профориентация. Принципы и этические нормы профориентационной работы………………………………………………. 34 1.3.1. Понятие профориентации………………………………………… 35 1.3.2. Принципы профориентационной работы……………………….. 36 1.3.3. Реализация системного подхода в профориентации……………. 38 1.3.4. Этические нормы и парадоксы профориентации……………...... 43 Часть 2. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ…………………... 46 2.1. Человек как субъект труда……………………………………………. 47 2.1.1. Признаки субъекта труда………………………………………… 47 2.1.2. Структура личности профессионала……………………………. 49 2.2. Развитие субъекта труда и профессионала…………………………. 52 2.2.1. Основные периодизации развития профессионала……………… 53 2.2.2. Кризисы профессионального становления………………………. 59 2.3. Самоопределяющаяся личность………………………………………. 63 2.3.1. Понятие самоопределения………………………………………... 63 2.3.2. Психологические условия самоопределения…………………… 64 2.3.3. Типы и уровни профессионального самоопределения………… 67 2.4. Задание для размышления……………………………………………. 69 Часть 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ……… 77 3.1. Профессиональное просвещение……………………………………. 77 3.1.1. Задачи профессионального просвещения………………………. 78 3.1.2. Формы и методы профессионального просвещения…………… 80 3.1.3. Профессиональное просвещение различных групп населения… 82 3.2. Профессиональная диагностика……………………………………… 85 3.2.1. Характеристики, наиболее значимые для профориентационной работы………………………………………………………………………… 87 3.2.2. Методы изучения личности в целях профориентации…………. 89 3.3. Профессиональное консультирование………………………………. 92 3.3.1. Типы профконсультаций…………………………………………. 94 5 3.3.2. Стратегии и стили профконсультирования……………………… 95 3.4. Профессиональный отбор……………………………………………. 100 3.4.1. Методы профессионального отбора…………………………….. 102 3.4.2. Общая методология осуществления подбора кадров………….. 103 3.5. Профессиональная адаптация ……………………..……………… 107 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………. 112 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Схема психологического описания профессии………… 114 Приложение 2. Программа-схема для самостоятельного изучения профессии подростком……………………………………….…………….. 116 Приложение 3. Программа-протокол ориентировочной диагностической беседы (с подростком)…………………..……………… 117 Приложение 4. Программа-протокол ориентировочной диагностической беседы (с взрослым)………………..…………………… 119 Приложение 5. Примерная схема решения задачи о выборе профессии в ходе профконсультирования……………………………………………… 121 6 ВВЕДЕНИЕ Традиционно периодом самоопределения является подростковый возраст. Однако первое знакомство с миром профессий и овладение некоторыми трудовыми навыками происходит еще в дошкольном детстве. А выбор профессии только открывает бесконечную череду самоопределений на пути профессионализации личности. Поэтому объектом профориентации и профконсультирования является не только старшеклассник, выбирающий профессию, а самоопределяющаяся личность на протяжении всей трудовой жизни. В действительности формирование субъекта труда на допрофессиональных этапах развития поддерживается учебно-образовательным процессом, в который, отчасти, включено и психологическое сопровождение. Однако специфика образовательных программ далеко не всегда способствует развитию способности личности к самоопределению. А систематическое психологическое сопровождение развивающегося профессионала, проживающего периоды подъема, кризисов и спада, отсутствует вообще. В связи с этим подготовка специалиста-профконсультанта, разбирающегося в широком спектре вопросов, связанных с трудовым воспитанием, с формированием личностной и информационной готовности к выбору профессии, с планированием и реализацией карьеры, становится особенно актуальной. В данном пособии систематизирован материал по курсу «Методы профориентации и профконсультирования», представлен обзор теорий и методических разработок в профориентационной сфере. Первая часть пособия посвящена теории профориентации, основам профессиографии и профессиоведения. Во второй части личность представлена как субъект труда, способный к самоопределению и самореализации. В третьей части рассматриваются основные направления профориентационной работы с различными группами населения. 7 Часть 1. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА Профессиональная ориентация понятие многомерное. Так называют и раздел науки о труде, и комплексную работу с молодыми людьми или с безработными, направленную на их трудоустройство. В рамках данного курса профориентацию целесообразно рассматривать как одну из сфер деятельности психолога. Это психологическое сопровождение самоопределяющейся личности. На сегодняшний день психологи имеют в своем арсенале большое количество профориентационных тестов, технологий и стратегий. Они по-разному могут осуществлять профориентационную работу в зависимости от того, кто является заказчиком психологических услуг, на каком этапе жизненного пути находится клиент, в рамках какой психологической парадигмы предпочитает работать сам психолог. 1.1. Предпосылки и история развития профориентации Профессиональная ориентация как направление в науке о труде возникла около ста лет назад. Некоторые авторы связывают ее рождение с именем основателя психотехники американского психолога Гуго Мюнстерберга, который в начале ХХ века впервые стал разрабатывать и использовать психологические тесты для оценки профессиональных способностей человека . В это же время появился новый раздел психологической науки – психология профессий. Но общепринятой точкой отсчета истории профориентации является создание Фрэнком Парсонсом первого кабинета профориентации в 1903 г. в Страсбурге (Франция) и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908 г. Возникновению профориентации как научно-обоснованного метода предшествовала длительная история развития общественного устройства, экономики, науки. Первые примеры использования тестов для профессионального отбора можно встретить еще в древних легендах и притчах. Как, например, в библейской истории о воинах Гедеона: «И сказал Господь Гедеону: народа с тобой слишком много...веди их к воде, там я выберу их тебе...И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, так же как и тех, которые будут наклоняться на колена свои и пить...». Таким 8 образом были отсеяны все лишние воины, а Гедеон получил 300 человек, которые пили, зачерпывая пригоршнями воду и не опускаясь на колени. Именно этими воинами и была одержана победа . Известно, также, что проверка и отбор на те или иные виды труда в соответствии со способностями и качествами человека практиковались еще в середине третьего тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне, когда проводились испытания выпускников школ, где готовились писцы, а в Древнем Китае уже существовала система проверки способностей лиц, желавших занять должности правительственных чиновников и др. . Платон в своем учении об идеальном государстве предлагал осуществлять управление правителями, которые отбирались бы «бывшими старыми» из молодых людей до 30 лет. Отбор происходил бы по личным качествам, как интеллектуальным, так и нравственным . В 1575 году в Испании вышла книга врача Хуана Уарте «Исследование способностей к наукам», принесшая автору европейскую славу. Это была первая в истории психологическая работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью профотбора. Уарте мечтал об организации профотбора в государственном масштабе: «Для того чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит его природе, государю следовало бы определить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит...» . Нетрудно заметить, что все приведенные примеры являют собой профориентацию по типу профотбора. Во все времена самым простым и эффективным способом повысить качество выполняемой работы был поиск хорошего работника. Принципиально новым к началу XX столетия (ко времени возникновения первых лабораторий профориентации) было то, что с проблемами выбора профессии столкнулось значительное число людей, которые стали мигрировать в города в поисках работы, что было связано с бурным ростом промышленного производства в ряде стран. Внедрение новой, более сложной техники и технологии привело к тому, что не все оказались способны на ней работать. C данной проблемой столкнулись, прежде всего, сами работодатели, перед которыми реально возник рынок рабочей силы, т.е. возможность выбирать 9 наиболее достойных. Да и самим работникам в условиях разнообразия видов деятельности и конкуренции за рабочие места становилось все сложнее. Таким образом, к концу XIX – началу XX в. сложилась необходимость в развитии специальных профориентационных служб, которые обслуживали бы множество людей и отвечали бы потребностям как претендентов на новые рабочие места, так и предпринимателей, предлагающих эти места и, что важно, готовых оплачивать профориентационные услуги. . Но возникновение профориентации связано не только с социально- экономическими предпосылками. У человека возникает новая психологическая проблема – проблема профессионального самоопределения. Если «феодальное общество, – пишет И.С. Кон, – строго ограничивало рамки его «свободного самоопределения», то в новое время человек становится «чем- то» в результате своих собственных усилий. Развитое общественное производство и выросшая социальная мобильность расширили рамки и масштаб индивидуального выбора» . Особенностью нового времени стала реально возникшая перед людьми проблема свободы выбора. В психологическом смысле эта проблема не менее сложная, чем проблемы, связанные с ограничением свободы человека. «Если «Я» патриархального индивида складывалось из совокупностей его «принадлежности» к разным социально-природным общностям, то «Я» буржуазного индивида скорее напоминает сумму отрицаний: не тело, не общественное положение, не деятельность, не совокупность стремлений», – пишет далее И.С. Кон . Поскольку пребывать в состоянии свободы выбора для многих людей оказалось дискомфортно, то на этой почве стали даже возникать неврозы, которых не было ранее. Стали даже появляться концепции, отражающие это положение. Например, если, согласно взглядам американского социолога Д. Рисмана, в XIX в. преобладающим типом социального характера в США была личность, «ориентируемая изнутри», то в современной Америке преобладать стала личность, «ориентирующаяся на других», стремящаяся, прежде всего, к «гармонии с окружающими» и по сути своей являющаяся конформистской . 1.1.1. Теория и практика зарубежной профориентации В конце XIX века формируется школа научного управления – тейлоризм. В начале XX века возникают психофизиология и эргономика. Особую роль в 10 развитии профориентации как научно-обоснованной системы сыграло возникновение психотехники. Один из ее основателей, Гуго Мюнстенберг, писал: «Психотехника – есть наука о практическом применении психологии к задачам культуры» . Он выделял три основные задачи психотехники. 1) Выбор наиболее подходящих работников с помощью профотбора и профконсультации на основе тестов. Причем, по мнению Мюнстенберга, профконсультация как совет квалифицированного специалиста со временем должна была занять наиболее важное место в работе психотехников. 2) Достижение наивысшей производительности труда. 3) Достижение желаемых психологических эффектов, развития личности работника. Первый профцентр был создан в Америке в 1895 году Фрэнком Парсонсом, продолжателем идей Г. Мюнстенберга и автором книги «Выбор профессии». Парсонс организовал в Бостоне специальное бюро, в задачи которого входило: а) помочь личности с помощью психологических тестов получить информацию о своих психических свойствах и способностях; б) ознакомиться с требованиями, которые предъявляются к психофизической организации человека различными профессиями; в) сопоставив эти две группы сведений, дать рациональную рекомендацию. Основная идея его теории «правильный работник на правильное место», то есть подбор работника к требованиям профессии. В 1903 и 1908 году открывются первые лаборатории по профдиагностике и кабинеты профориентации в Европе и Америке. Метод, предложенный Парсонсом, получил название «метода подгонки способностей» или «американской модели подбора кадров» В 1909 году Ф. Парсонсом были сформулированы следующие положения теории: 1) каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к единственной профессии; 2) профессиональная успешность и удовлетворенность профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессии; 3) профессиональный выбор является в сущности сознательным и рациональным процессом, в котором или сам индивид, или профконсультант 11 определяет индивидуальную диспозицию психологических или физиологических качеств и соотносит ее с уже имеющимися диспозициями требований различных профессий . Его метод предполагал глубокое тестирование человека, тщательное измерение его профессионально важных качеств (ПВК). Кроме того, досконально изучались все функциональные особенности профессии. Данная теория просуществовала на Западе в качестве основной парадигмы до 60-х годов. Однако эта теория игнорировала динамичность самих профессий (изменение производительности труда, совершенствование средств труда и т.д.). Кроме того, не учитывалась возможность развития самого человека, свойства личности считались застывшими, стабильными, данными от природы. Другим недостатком считается то, что система была очень сложной, требовала большого времени и инструментария. Чтобы найти подходящего работника, нужно было перебрать огромное количество людей. Следует также отметить пассивную роль кандидата в процессе самоопределения: все решали результаты теста. Таким образом, в противовес теории Ф. Парсонса в 1956 году американским ученым Джоном Голландом (Holland) была разработана так называемая иерархия направленности, которая включала в себя следующие положения. 1. В западной культуре большинство людей могут быть отнесены к одному из 6 типов. Реалистический (Р-тип). Реалистическая ориентация – преимущественно мужской тип, характеризующийся активностью, агрессивностью, интересом к физической активности, развитыми моторными способностями. Такие люди отдают предпочтение конкретной работе, конвенциональности в политике, экономике; в профессиональном выборе – ремесленные занятия, техника, сельское и лесное хозяйство. Исследовательский (И-тип). Ориентирован в большей степени на интеллектуальный труд, проявляет интерес к абстрактным проблемам, способности в оперировании символами, информацией. Для таких людей характерны слабая физическая и социальная активность, отсутствие направленности на общение, самодостаточность. В выборе профессии – естественнонаучные дисциплины, математика. Социальный (С-тип). Ориентация на общение, воспитание, обучение, консультирование и различные виды услуг. Таким людям присущи такие 12

Фрэнк Парсонс (Frank Parsons) - влиятельный американский просветитель и реформатор, основоположник профориентации (1854-1908).

Написал несколько книг по социальному реформаторскому движению и несколько статей, связанных с суфражистками (1), налогообложением и образованием. Однако Парсонс наиболее известен в области профориентации, помогающей людям делать выбор профессии и строить карьеру. (Zunker, 2002)

Фрэнк Парсонс родился 14 ноября 1854 года в штате Нью-Джерси. Произошёл из семьи, имеющей английские, шотландские и ирландские корни. Поступил в Корнельский Университет в возрасте 15 лет, блестяще окончив его спустя три года и получив диплом инженера-строителя. Работал на железной дороге в качестве инженера до тех пор, пока та не обанкротилась. Тогда Парсонс занялся преподавательской деятельностью в школе в штате Массачусетс. Там он преподавал историю, математику и французский язык. Затем он решил, что ему необходимо высшее юридическое образование, и проходил обучение в течение трёх лет. В 1881 году Парсонс получил диплом и возможность заниматься юридической практикой в штате Массачусетс. Молодой специалист занялся юридической практикой в Бостоне, но это занятие не приносило ему удовлетворения. Тогда он занялся разработкой учебников по праву. В процессе подготовки раздела по социальной философии, Парсонс изучил большое количество литературы на эту тему и приобрёл много влиятельных знакомых среди политических и общественных деятелей, что помогло ему в дальнейшей карьере. Его лекции по английской литературе, которые он читал в течение нескольких лет в «Христианской Ассоциации Молодых Людей» YMCA (Young Men’s Christian Association), были весьма успешными. На основе этих лекций Парсонс написал «Лучшие книги», и это произведение имело мировой успех (1889).

В 1892 году он стал преподавать в Юридической Школе Бостонского Университета, чем занимался до 1905 года. Его преподавательская деятельность также включала в себя преподавание и Канзасском государственном аграрном колледже. С 1897 по 1899 год, продолжая при этом работать в Бостоне, Парсонс одновременно работал в нём, занимая профессорскую должность. Когда в результате смены администрации он и его коллеги были вынуждены уйти из колледжа, они основали Колледж социальных наук Колледж Раскина. Парсонс работал там в качестве декана и профессора.

После того, как это предприятие провалилось, Парсонс вернулся в Бостон. Он проявил глубокий интерес к причинам многочисленных реформ и путешествовал по Америке и Европе. Им были внесены предложения по улучшению кадровой политики в самом современном универмаге в Бостоне «Filene». Также он участвовал в создании "Дома обслуживания граждан», который основала известный филантроп г-жа Куинси Агассис Шоу в 1901 году в Бостоне. Дом был создан для того, чтобы дать возможность иммигрантам и молодым людям, ищущим работу, получить образование. Позже, в 1905 году, Парсонс помог организовать одну из программ «Дома обслуживания граждан», которая называлась «Институт выживания» и стал её руководителем. Целью этой программы было предоставление возможности получения образования и диплома для беднейших слоёв населения (Zunker, 2002).

Первым шагом к главному делу своей жизни, созданию «Бюро по выбору профессий» Парсонс сделал, выступив с лекцией под названием "Идеальный город" в Экономическом клубе в Бостоне (предположительно в 1906 году). В ней он изложил необходимость оказывать молодежи помощь в выборе профессии. Парсонсу предложили читать подобные лекции в выпускных классах школ по вечерам. Оказалось, что эти лекции были настолько актуальны, что многие из выпускников школ обращались к Парсонсу с просьбой о личной консультации. Тогда Блумфилд, будучи директором «Дома обслуживания граждан», попросил Парсонса разработать план системы профессиональной ориентации.

Парсонс подготовил предложение по Бюро и представил его к миссис Шоу, которая одобрила проект и обещала финансовую поддержку. Попечительский совет «Бюро по выбору профессий» состоял из самых прогрессивных граждан Бостона: профсоюзных лидеров и президентов колледжей, успешных людей из мира торговли, искусства и издательской деятельности; государственных чиновников и религиозных лидеров. Ими была провозглашена цель Бюро: "Помощь молодым людям в выборе профессии, подготовке к выбору области профессиональной деятельности и созданию эффективной и успешной карьеры».

«Бюро по выбору профессий» было открыто 13 января 1908. Первоначально оно состояло из Фрэнка Парсонса, как директора и научного руководителя, а также из нескольких консультантов. Отличительной чертой Бюро было то, что все его услуги были абсолютно бесплатны. Девять месяцев спустя Парсонс использовал Бюро для подготовки молодых людей в качестве консультантов и управляющих для школ и колледжей «Христианской Ассоциации Молодых Людей» (Young Men"s Christian Association (YMCA) - одна из крупнейших молодёжных организаций в мире. Миссия организации отражена в эмблеме - равностороннем треугольнике, символизирующем гармоничное развитие интеллектуальной, физической и духовной сторон человека).

1 мая 1908 года Парсонс выступил с лекцией, которая сильнейшим образом повлияла на развитие профориентации. Лекция представляла собой доклад, в котором были описаны процедуры консультирования 80 мужчин и женщин, обратившихся за помощью в бюро по выбору профессии. Но вскоре, 26 сентября 1908 года, Фрэнк Парсонс умер, едва начав дело своей жизни. Его труд «Выбор профессии», был опубликован в мае 1909 года.

Парсонс сделал огромный вклад в создание и развитие профориентации, разработав основной принцип помощи выбора профессии. Он состоит из трёх частей:

  • Во-первых, четкое представление о себе, своих склонностях, способностях, интересах, ресурсах, ограничениях и других качествах.
  • Во-вторых, знание требований и условий для достижения успеха требований и условий успеха, преимуществ и недостатков, компенсаций, возможностей и перспективы в различных направлениях деятельности.
  • В-третьих, правильное, обоснованное соотнесение этих двух групп факторов (Parsons, 1909, стр. 5).

По словам Парсонса, идеальный выбор профессии основан на соответствии личностных качеств (способностей, возможностей, ресурсов, свойств личности) с факторами, относящимися к работе (заработная плата, охрана окружающей среды и т.д.) для получения наилучших условий профессионального успеха. Принцип Парсонса впоследствии стал основой современной теории черт и факторов в профориентации.

В своей работе бюро руководствовалось следующими принципами:

  • Выбор профессии по значимости можно приравнять к супру-жескому выбору.
  • Профессию лучше выбирать осознанно, чем надеяться на удачный слу-чай.
  • Никто не должен выбирать профессию без тщательного раз-мышления и без опоры на профконсультанта.
  • Молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за «удобную» или случайно подвернувшуюся работу.
  • Выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, фак-торы успешного выбора и мир профессий.

Первая национальная конференция по вопросам профессиональной ориентации была созвана в Бостоне в ноябре 1910 года. Несколько сотен делегатов из 35 городов приняли в ней участие. На конференции были провозглашены принципы, которым придерживаются в Америке и сто лет спустя:

  • Престиж работы, полезной для общества.
  • Начальная школа не должна нацеливать на конкретную профессию, но развивать кругозор.
  • Средняя школа должна информировать учащихся о разных профессиях.
  • Не следует рекомендовать профессию без учёта способностей учащихся, руководствуясь только её востребованностью на рынке труда.

Несколько лет спустя Бостонским школьным комитетом была создана первая сертифицированная программа для консультантов, и в конечном итоге эта программа была адаптирована Гарвардским университетом в качестве первой образовательной программы для консультантов на базе колледжа (Schmidt, 2003). Кроме того, глава школ Бостона дал указание 100 учителям начальной и средней школы стать профессиональными консультантами. Этот факт стал известен как бостонский план. В течение нескольких лет школы по всей стране последовали их примеру.

Специалисты по истории профориентации считают, что Фрэнк Парсонс, несомненно, является основателем профессиональной ориентации. Но без участия группы людей, являющихся наиболее прогрессивными мыслителями и практиками Бостона того времени, это было бы затруднительно. Эта группа людей, включающая в себя такие имена, как Элбертсон, Уилер, Блумфилд, Гануш, Шоу, Филин, Брукс, вместе с Парсонсом, сделали равный вклад в становление того, что сейчас называется "профориентация", являющейся центральным элементом профессиональной идентичности (Bruer, 1942).

Статью подготовила Евгения Никифорова, менеджер проектов ООО "Бюро профориентации"

1 - суфражистки - участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав. Также суфражистки выступали против дискриминации женщин в политической и экономической жизни в целом.

При подготовке статьи использовались следующие материалы:

http://en.wikipedia.org/wiki/Frank_Parsons

Frank Parsons and the Progressive Movement by Donald G. Zytowski (http://findarticles.com)

Толкотт Парсонс (1902-1979) является одним из самых значительных социологов второй половины XX в., наиболее полно сформулировавшим основы функционализма. В своих трудах Парсонс уделял значительное внимание проблеме социального порядка. Он исходил из того, что для социальной жизни более характерны «взаимная выгода и мирная кооперация, чем взаимная враждебность и уничтожение», утверждая, что только приверженность общим ценностям обеспечивает основу порядка в обществе. Свои взгляды он иллюстрировал примерами коммерческих сделок. При осуществлении сделки заинтересованные стороны составляют контракт на основе нормативных правил. С точки зрения Парсонса, страха перед санкциями за нарушения правил недостаточно, чтобы заставить людей следовать им неукоснительно. Главную роль здесь играют моральные обязательства. Поэтому правила, регулирующие коммерческие сделки, должны вытекать из общепризнанных ценностей, которые указывают, что является правильным, должным. Следовательно, порядок в экономической системе основывается на общем согласии относительно коммерческой морали. Сфера бизнеса, как и любая другая составляющая деятельности общества, с необходимостью является и сферой морали.

Консенсус в отношении ценностей — фундаментальный интегративный принцип в обществе. Из общепризнанных ценностей следуют общие цели, которые определяют направление действий в конкретных ситуациях. Например, в западном обществе работники конкретной фабрики разделяют цель эффективного производства, которая вытекает из общего взгляда на экономическую продуктивность. Общая цель становится побудительным мотивом для сотрудничества. Средствами воплощения ценностей и целей в действия являются роли. Любой социальный институт предполагает наличие комбинации ролей, содержание которых можно выразить с помощью норм, определяющих права и обязанности применительно к каждой конкретной роли. Нормы стандартизируют и упорядочивают ролевое поведение, делая его предсказуемым, что создает основу социального порядка.

Исходя из того, что консенсус представляет собой важнейшую социальную ценность, Парсонс видит главную задачу социологии в анализе институционализации образцов ценностных ориентации в социальной системе. Когда ценности институционализированы и сообразно им структурировано поведение, возникает стабильная система — состояние «социального равновесия». Существуют два пути достижения этого состояния: 1) социализация, посредством которой общественные ценности передаются от одного поколения к другому (важнейшие институты, выполняющие эту функцию, — семья, образовательная система); 2) создание разнообразных механизмов социального контроля.

Парсонс, рассматривая общество как систему, считает, что любая социальная система должна отвечать четырем основным функциональным требованиям:

  • адаптация (adaptation) — касается отношений между системой и се средой: чтобы существовать, система должна обладать определенной степенью контроля над своей средой. Для общества особое значение имеет экономическая среда, которая должна обеспечить людям необходимый минимум материальных благ;
  • целедостижение (goal attainment) — выражает потребность всех обществ устанавливать цели, на которые направлена социальная активность;
  • интеграция (integration) — относится к координации частей социальной системы. Главным институтом, посредством которого реализуется эта функция, является право. Посредством правовых норм упорядочиваются отношения между индивидами и институтами, что уменьшает потенциал конфликта. Если конфликт все же возникает, его следует улаживать через правовую систему, избегая дезинтеграции социальной системы;
  • удержание образца (latency) — предполагает сохранение и поддержание основных ценностей общества.

Данную структурно-функциональную сетку Парсонс применял при анализе любого социального явления.

Консенсус и стабильность системы не означает, что она не способна к изменениям. Напротив, на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, поэтому процесс социального изменения можно представить как «подвижное равновесие». Так, если изменится взаимоотношение общества со своей средой, то это приведет к переменам в социальной системе в целом.

Социология Т. Парсонса

Толкотт Парсонс (1902-1979) — американский социолог, весьма влиятельный в XX веке, выдающийся представитель структурного функционализма. Главные произведения — «Структура социальной деятельности» (1937), «Система современных обществ» (1971). Он считал себя последователем Дюркгейма, Вебера и Фрейда, пытавшихся осуществить назревший синтез утилитарного (индивидуалистического) и коллективистского (социалистического) элементов мышления. «Интеллектуальная история последних лет, — пишет Т. Парсонс, — делает, мне кажется, неизбежным следующий вывод: отношение между марксистским типом мышления и типом мышления, представленным сторонниками теории действия, стоящими на рубеже двадцатого столетия, имеет характер стадиальной последовательности в определенном процессе развития».

Парсонс продолжил разработку теории социального действия . он считает систему (социального) действия , которая в отличие от социального действия (действия индивида) включает в себя организованную деятельность многих людей. Система действия включает в себя подсистемы, выполняющие взаимосвязанные функции: 1) социальная подсистема (группа людей) — функцию интеграции людей; 2) культурная подсистема — воспроизводства образца поведения, используемого группой людей; 3) личностная подсистема — целедостижения; 4) поведенческий организм — функцию адаптации к внешней среде.

Подсистемы системы социального действия различаются функционально, имея одинаковую структуру. Социальная подсистема занимается интеграцией поведения людей и социальных групп. Разновидностями социальных подсистем выступают общества (семья, деревня, город, страна и т. п.). Культурная (религиозная, художественная, научная) подсистема занята производством духовных (культурных) ценностей — символических значений, которые люди, организованные в социальные подсистемы, реализуют в своем поведении. Культурные (религиозные, моральные, научные и т. п.) смыслы ориентируют человеческую деятельность (придают ей смысл). Например, человек поднимается в атаку, рискуя жизнью, ради зашиты родины. Личностная подсистема реализует свои потребности, интересы, цели в процессе какой-то деятельности ради удовлетворения этих потребностей, интересов, достижения целей. Личность — главный исполнитель и регулятор процессов действия (последовательности каких-то операций). Поведенческий организм представляет собой подсистему социального действия, включающую человеческий мозг, органы движения человека, способные физически воздействовать на природную среду, приспосабливая ее к потребностям людей. Парсонс подчеркивает, что все перечисленные подсистемы социального действия являются «идеальными типами», абстрактными понятиями, не существующими в действительности. Отсюда известная сложность в толковании и понимании Т. Парсонса.

Парсонс рассматривает общество как тип социальной подсистемы, обладающей наивысшей степенью самодостаточности относительно среды — природной и общественной. Общество состоит из четырех систем — органов, выполняющих в структуре общества определенные функции:

  • социетальное сообщество, состоящее из совокупности норм поведения, служащее для интеграции людей в общество;
  • подсистема сохранения и воспроизводства образца, состоящая из совокупности ценностей и служащая для воспроизводства образца типичного социального поведения;
  • политическая подсистема, служащая для постановки и достижения целей;
  • экономическая (адаптивная) подсистема, включающая в себя совокупность ролей людей во взаимодействии с материальным миром.

Ядром общества, по мнению Парсонса, является социетальная подсистема, состоящая из разных людей, их статусов и ролей, которые нужно интегрировать в единое целое. Социетальное сообщество представляет собой сложную сеть (горизонтальные отношения) взаимопроникающих типичных коллективов и коллективных лояльностей: семьи, фирмы, церкви и т. п. Каждый такой тип коллектива состоит из множества конкретных семей, фирм и т. п., которые включают в себя определенное число людей.

Социальная эволюция, но мнению Парсонса, является частью эволюции живых систем. Поэтому вслед за Спенсером он утверждал, что существует параллель между возникновением человека как биологического вида и появлением обществ современного вида. Все люди, согласно мнению биологов, принадлежат к одному виду. Поэтому можно считать, что все общества произошли от одного типа общества. Все общества проходят следующие стадии: 1) примитивную; 2) продвинутую примитивную; 3) промежуточную; 4) современную.

Примитивный тип общества (первобытно-общинное общество) характеризуется гомогенностью (синкретичностью) его систем. Основу социальных связей образуют родственные и религиозные связи. Члены общества имеют предписанные им обществом статусы роли, во многом зависящие от возраста и пола.

Продвинутое примитивное общество характеризуется разделением на примитивные подсистемы (политические, религиозные, экономические). Роль предписанных статусов ослабевает: жизнь людей во все большей мере определяется их успехом, который зависит от способностей людей и удачи.

В промежуточных обществах происходит дальнейшая дифференциация систем социального действия. Возникает необходимость их интеграции. Появляется письменность, отделяющая грамотных от всех остальных. На основе грамотности начинается накапливание информации, ее передача на расстояние, сохранение в исторической памяти народа. Идеалы и ценности людей освобождаются от религиозности.

Современное общество возникает в Древней Греции. Оно породило систему современных (европейских) обществ, которые характеризуются следующими чертами:

  • дифференциацией адаптационной, целенаправляющей, интегративной, поддерживающей подсистем;
  • базисной ролью рыночной экономики (частная собственность, массовое производство, рынок товаров, деньги и т. п.);
  • развитием римского права как главного механизма координации и контроля за социальной деятельностью;
  • социальной стратификацией общества, основанной на критерии успеха (политического, экономического, культурного).

В каждой социальной системе происходят два вида процессов. Одни процессы - управляющие и интегративные , которые восстанавливают равновесие (стабилизацию) социальной системы после внешних и внутренних возмущений. Эти социальные процессы (демографические, экономические, политические, духовные) обеспечивают воспроизводство общества и непрерывность его развития. Другие процессы затрагивают систему основных идеалов, ценностей, норм, которыми руководствуются люди в социальном поведении. Их называют процессами структурных изменений. Они более глубокие и сущностные.

Парсонс выделяет четыре механизма эволюции социальных систем и обществ:

  • механизм дифференциации , исследованный Спенсером, когда системы социального действия разделяются на более специализированные по своим элементам и функциям (например, производственная и воспитательная функции семьи были переданы предприятиям и школам);
  • механизм возрастания адаптивности к внешней среде в результате дифференциации систем социального действия (например, фермерское хозяйство выпускает более разнообразную продукцию, с меньшими затратами труда и в больших количествах);
  • механизм интеграции , обеспечивающий включение в общество новых систем социального действия (например, включение в постсоветское общество частной собственности, политических партий и т. п.);
  • механизм ценностной генерализации , состоящий в формировании новых идеалов, ценностей, норм поведения и превращение их в массовое явление (например, зачатки культуры конкуренции в постсоветской России). Перечисленные механизмы обществ действуют вместе, поэтому эволюция обществ, например, российского, является результатом одновременного взаимодействия всех этих механизмов.

Парсонс рассматривает эволюцию современных (европейских) обществ и не скрывает этого: «...современный тип общества возник в единственной эволюционной зоне — на Западе <...> Следовательно, общество западного христианского мира послужило отправной точкой, из которой «взяло начало» то, что мы называем «системой» современных обществ». (На мой взгляд, наряду с западным типом обществ и системой этих обществ, существуют азиатский тип общества и система азиатских обществ. Последние обладают существенными отличиями от западных.)

Из сказанного можно сделать вывод, что социология Парсонса является в значительной мете субъективистской в том смысле, какой вкладывает в это понятие Хайек. Эта социология главное внимание уделяет субъективной составляющей социальной деятельности; ведущей формой социальной деятельности считает коллективистскую; отказывается от трактовки общественных явлений по аналогии с законами природы; не признает универсальных законов общественного развития; не стремится проектировать переустройство обществ на основе открытых законов.

Страница 2

Ф. Парсонс выделил три основных фактора успеваемости выбора профессии : правильная самооценка склонностей, способностей, интересов, устремлений, возможностей и ограничений; знание того, что нужно для успешной деятельности по каждой из выбираемых профессий; умение соотнести результаты самооценки со знаниями требований профессий. Психологии Л. Виготский, О. Леонтьев, А. Петровский, С. Рубинштейн обосновали самую важную закономерность: развитие лица происходит в деятельности, причем лишь в той деятельности, которая насыщена элементами творчества и вызывает у человека позитивное отношение к данному виду труда. Всякая деятельность, в том числе и трудовая, представляет процесс взаимодействия индивида с действительностью, в котором и происходит становление его как лица. Отношение индивида к трудовой деятельности - это не просто психофизиологическое, но и социальное явление, почему социологи уделяют исключительно большое внимание. По их мнению, отношение человека к труду обусловлено тремя главными факторами: 1) социально-экономическим; 2) технологическим или функциональные (возможность развития сущностных творческих способностей у данного лица в конкретном виде деятельности); 3) психолого-педагогическим (трудовой направленностью, содержанием и интенсивностью мотивов, интересов склонностей, способностей, мировоззрением, волевыми и другими сторонами психической, структуры лица). Поскольку объектом деятельности профориентации является процесс профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и ребята выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

Принцип сознания в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользе обществу. Осознание необходимости выбора в первую очередь тех профессий, которые нужны, народному хозяйству, в данный момент в наибольшей степени, служит одним из показателей развитости сознания лица.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям лица и одновременно потребностям общества в целом (района, региона) в кадрах необходимых профессий выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества - можно также сказать: нельзя выбирать профессию, выходя только из собственных интересов и не ввиду интересов общества. Нарушение принципа соответствия потребностей лицу и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности лица в процессе профессионального самоопределения. Профессию нужно активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил, что учатся в процессе трудовой и профессиональной подготовки,

советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по профессии, что интересует) литературы участие в работе кружков технического творчества, работа во время практики и много что другое. Исходя из этого в процессе формирования у учеников готовности к выбору профессии необходимо обращать внимание на такие индивидуальные особенности. Прежде всего - это интересы, наклони учеников. Профессиональные интересы отличаются конкретностью и целенаправленностью. Это интерес к той профессии, которую избирает для себя ученик Развитие и формирование профессиональных интересов непосредственно связаны с познавательными интересами. Это интересы, которые направлены на овладение знаниями из профессии, понимание ее сути овладение не только практическими, но и теоретическими основами данной профессии. Чем сильнее выраженный профессиональный интерес, тем более глубокая потребность в овладении знаниями из конкретной профессии. Таким образом, выбор верной профессии зависит не только от индивидуально-типологических отличий учеников, а от их познавательных интересов, способностей, наклонов. Определить индивидуально-типологические особенности учеников тяжелее, чем их интересы к тому или другому предмету, исходя из этого профильные классы являются тем звеном, которое помогает педагогу определить отрасль будущей деятельности старшеклассника.


Содержание тем дисциплины
Тема 1. Бизнес как социокультурный институт Бизнес в России – исторический аспект. Бизнес и его психологические предпосылки. Бизнес как юридически законная деятельность. Бизнес как часть социальной системы. Тема 2. Психология деятельности бизнесменов Бизнес в сравнении с другими видами деятельности. Бизнес и спорт. Бизнес и военное д...

Заболевания, передаваемые половым путём
В настоящее время известно свыше 20 заболеваний, передающихся половым путём (ЗППП). Наряду с традиционно называемыми венерическими заболеваниями (сифилис, гонорея, мягкий шанкр и др.) в последние годы к ним присоединились новые, в том числе вирусные болезни. Особенно опасна ВИЧ-инфекция, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) ...

Рекомендации по укреплению психического здоровья личного состава, создание наиболее благоприятных условий для психической деятельности военнослужащих в мирное и военной время, предупреждение возникн
В структуре современных Вооруженных сил офицер является основной фигурой. Уровень профессиональной подготовки офицерского корпуса в значительной степени определяет возможность решать сложные и разноплановые задачи по защите Отечества. Поэтому все наиболее развитые страны мира всегда проявляли и проявляют заботу о повышении качества проф...

Гриншпун С. С.Профориентация как самостоятельная научно-практическая система начала складываться в США в начале прошлого века. Бурный рост промышленного производства требовал повышения удельного веса квалифицированного труда рабочих, основывающегося на общеобразовательной и специальной подготовке. Для решения этой проблемы в г. Бостоне в 1908 г. Ф. Парсонсом было организовано первое профконсультационное бюро для учащихся городских школ. Его отличительной особенностью являлось то, что оно не направляло подростков на работу, а лишь давало совет по выбору профессии. Ф. Парсонс проводил обследование учащихся с помощью анкетирования и тестирования, детально изучал полученные данные о подростках и сопоставлял их с требованиями той или иной профессии. На основе полученных выводов он проводил индивидуальные консультации.
Ученым была разработана концепция "Черта-фактор", суть которой заключалась в том, что у каждого человека есть определенные индивидуальные черты, отличающие его от других людей. В то же время любая работа может выполняться лишь с учетом определенных производственных факторов, характерных для той или иной профессии. Необходимо, чтобы черты личности соответствовали тем факторам, которых требует та или иная профессия. Так, например, человек, обладающий такими характеристиками, как разговорчивость, быстрота реакции, доброжелательность, соответствует профессии продавца, а задумчивый, исполнительный, тихий человек может стать бухгалтером или библиотекарем.

Идеи Ф. Парсонса были привлекательны для развивающейся экономики США, так как они способствовали снижению социальных конфликтов, связанных с безработицей, а также привлекали внимание педагогов и промышленников к тому, что необходимо в совокупности учитывать черты личности и производственные факторы. Его идеи были отражены в учебных программах различных учебных заведений. Почти до 1950-х гг. это был единственный научный подход к трудовой подготовке и профориентации молодежи в США. На основе данной концепции было сформулировано определение профориентации: "Профессиональная ориентация - это процесс оказания помощи индивиду в изучении профессии и собственных личностных качеств, процесс, завершающийся разумным выбором своего дела".
В ходе профконсультации осуществлялся также профотбор, т.е. распределение молодых людей по различным областям трудовой деятельности, целью которого было принятие на работу тех кандидатов, которые в наибольшей степени подходят по своим физическим и психологическим качествам к занятию тех или иных конкретных должностей. Профотбор - это "процесс выбора из группы кандидатов на определенную должность тех лиц, от которых молено ожидать с наибольшей вероятностью успешного выполнения данной работы".

Дальнейшие исследования показали, что Ф. Парсонс предположил несколько упрощенный взгляд на человека и его профессиональную деятельность. Необходима продолжительная заинтересованность работника в его деле, от этого во многом зависит производительность труда. Другими словами, надо было разрабатывать новые подходы, которые бы способствовали развитию заинтересованного отношения личности к труду.
В 50-х гг. прошлого века в США была разработана новая концепция профориентации - теория профессионального развития; ее автор - А. Маслоу . В этой теории выдвигается идея так называемой самоактуализации человека. Под последней понимается желание личности совершенствоваться, стремление проявить себя на деле, найти практическое применение своим возможностям. Эта весьма продуктивная концепция получила дальнейшее развитие в работах Э. Гинсберга, С. Гинсбурга, С. Аксельрода, Дж. Херма (социолог, психолог, врач и экономист). Они выделили три последовательных возрастных этапа в подготовке к выбору профессии: до 11 лет - время "фантазий", от 11 до 17 лет - годы так называемых пробных выборов, 17 - 18 лет - период реалистических решений. Первые представления о будущей профессии, по мнению ученых, часто возникают у ребенка задолго до зрелости. Затем они поддерживаются его интересами, склонностями, способностями. Далее все большее значение приобретают социальные ориентации на профессию. Ко времени вхождения в мир труда молодой человек должен реалистично оценивать все эти моменты и соотносить их со своими возможностями. Авторы данной периодизации подчеркивают важную роль воспитательного воздействия педагогов и собственной активности учащихся.
Большой вклад в дальнейшее развитие концепции профессионального становления внес Д. Сьюпер. Он исходил из того, что выбор профессии - результат процесса взросления ребенка, по мере которого усиливается его связь с реальной действительностью. Ученый выделяет несколько качественно отличных этапов профессионального развития. По его мнению, на каждом из них необходим свой подход к содержанию подготовки. В 1952 г. Д. Сьюпер сделал попытку разработать единую теорию профессионального развития . В основе ее лежат следующие положения:
- люди отличаются друг от друга по способностям и интересам;
- они обучаются определенным профессиям в соответствии с этими качествами;
- каждая профессия предъявляет свои требования к личности. Личность должна отвечать этим специфическим требованиям, проявлять упорство в развитии необходимых навыков и умений, а также учиться взаимодействовать с другими людьми в труде;
- предпочтение человеком определенной профессии, его компетентность, общение на работе, профессиональный рост - все подвержено изменениям, кроме желания утвердить свое "Я". Все это позволяет сказать, что вхождение в профессию - самоутверждающий, изменчивый и длительный процесс, который может быть разделен на стадии жизни;
- тип карьеры определяется социально-экономическим статусом семьи молодого человека, его умственными способностями и личностными чертами, а также наличием возможностей для раскрытия своих талантов;
- развитием в рамках стадий жизни можно управлять, стимулируя формирование интересов и склонностей к профессии, помогая соотнести личностные качества с ее требованиями в процессе утверждения своего "Я";
- процесс профессионального развития в сущности есть становление и утверждение своего "Я". Это своего рода компромисс между индивидуальными и социальными факторами;
- компромисс между индивидуальными и социальными факторами есть принятие ролей. Роль может разыгрываться на уровне фантазии ребенка, в процессе деловых игр, в период трудовой практики на предприятии, а также в реальной трудовой деятельности;
- удовлетворение работой и жизнью зависит от степени адекватности личностных качеств и ценностных ориентации тем возможностям, которые предоставляет профессиональная деятельность человеку.
Положения теории Д. Сьюпера свидетельствуют о том, что профессиональное развитие - длительный и динамичный процесс, имеющий определенную структуру . Оно складывается из серии выборов, достигающих стабилизации лишь в среднем возрасте. Своеобразие выборов обусловливается не только наследственными факторами, но и влиянием среды, воспитания, накопленным опытом, т.е. совокупностью всех воздействий и испытаний, переживаемых субъектом в каждый момент развития. Для того, чтобы добиться успешного профессионального созревания личности, необходима, по мнению ученого, строгая преемственность всех воспитательных воздействий, специфичных для каждого возрастного этапа. Д. Сьюпер стремился показать, как складывается самосознание на каждом из них, какие факторы оказывают преимущественное влияние, а также ответить на вопрос о том, какова роль профессионального руководства в тот или иной период взросления.

На основе концепции Д. Сьюпера в США было разработано положение о школьной службе профессионального руководства (guidance) или профессиональной консультации. Смысл последней заключается в том, чтобы помочь учащемуся выбрать сферу профессиональной деятельности, совместно с ним разработать план подготовки на каждом возрастном этапе и добиться его реализации. В этой связи важна роль профконсультанта, который помогает молодому человеку сориентироваться в сложном изменяющемся мире профессий, а также разобраться в своих интересах, склонностях, способностях, социальных установках.
Профессиональное консультирование в школах США осуществляется на протяжении всех лет обучения ребенка. В 1981 г. был принят закон о профессиональной консультации в начальной школе . В нем указывается, что центральной фигурой при ее проведении должен быть специалист, имеющий соответствующую подготовку: обладающий знаниями по возрастной психологии и теории обучения, широко образованный и способный давать советы по разнообразным вопросам, интересующим учащихся, имеющий опыт координации деятельности учащихся, учителей и родителей.
Работа консультанта в начальной школе затрагивает не только вопросы профессиональной ориентации. У детей возникают трудности, которые они не в силах преодолеть самостоятельно и которые оказывают существенное влияние на качество обучения. Например, переезд семьи на новое место жительства приводит к смене школы, и в новом учебном заведении ребенок испытывает психологический дискомфорт при адаптации в незнакомом коллективе. Глубоко травмирует психику ребенка и развод родителей или употребление ими алкоголя и наркотиков. Все эти и многие другие проблемы учащихся консультант должен заметить как можно раньше и в пределах своих возможностей не допустить их обострения и отрицательного влияния на учебу. В своей деятельности он использует различные психолого-педагогические методы: проводит анкетирование и тестирование по выявлению интересов и склонностей учащихся; в ходе бесед уточняет и конкретизирует их, а также намечает индивидуальные планы подготовки к следующей ступени профессионального развития. С учащимися, у которых наблюдаются различные трудности в учебной деятельности, консультант работает отдельно, обсуждает с родителями этих детей и педагогами школы проблемы их обучения и воспитания.

Консультант знакомит учащихся с огромным миром профессий и путями их получения . С этой целью он помогает им найти объективную информацию о содержании профессий и соответствующих им требованиях к специалистам.
В учебно-воспитательном процессе школы он координирует работу школьных учителей по профориентации, а также оказывает помощь родителям по развитию интересов и склонностей их детей.
На каждого учащегося профконсультант заводит отдельное досье. При сборе данных он обращается к педагогам и родителям школьников. В досье выделяются следующие разделы: успеваемость; результаты школьных тестов; социальное положение учащегося; сведения о его семье; перечисление "любимых" и "нелюбимых" школьных предметов; способности, интересы, склонности; физические данные, состояние здоровья, индивидуальные особенности учащегося; внешкольные занятия и увлечения; имеющийся опыт работы по профессии. Это досье может быть, с согласия учащегося, передано в службу занятости, если он будет искать работу с ее помощью после окончания школы.
Профориентационная работа с учащимися не ограничивается только школьной службой. Система профориентации и трудоустройства молодежи в США характеризуется множественностью организационных схем и высокой степенью децентрализации. По Конституции США вопросы образования не входят в компетенцию федерального правительства. Руководство работой школ, а также все школьное законодательство находятся в ведении соответствующих органов штатов. Каждый штат разделен на школьные округа. Во главе округа стоит школьный комитет из 5 - 7 человек, избираемый местным населением на 3 - 4 года. К его компетенции относятся все вопросы, касающиеся организации учебного процесса, а именно: утверждение учебных планов и программ, набор учащихся, распределение школьного бюджета, прием и увольнение учителей. Контролирует работу школьных комитетов соответствующее ведомство просвещения штата. В каждом штате действуют свои учебные планы и программы. В ведомстве просвещения штата один из сотрудников занимается вопросами профориентации, именно он и координирует эту работу во всех школьных округах.
В организационную структуру профориентационной работы с молодежью входят также государственные и частные службы занятости . Первые - биржи труда - находятся в подчинении Министерства труда. Оперативное руководство их деятельностью осуществляется властями штатов. Службы занятости осуществляют посреднические функции при трудоустройстве молодежи и взрослых. Они предоставляют услуги по профконсультированию и тестированию лицам, ищущим работу; по запросам предпринимателей представляют кандидатов на имеющиеся вакансии. Кандидатам предлагается дополнительная информация о состоянии рынка труда и о вакансиях на других предприятиях. Валено, чтобы у них был выбор и возможность устроиться на работу с учетом оплаты, условий труда и места жительства.