Подольские новомученики. Ключи от головы и от сердца Священномученик Василий Крымкин

Десницу (правую руку) святителя Спиридона Тримифунтского 24 августа доставят с греческого острова Корфу в Россию. В московском регионе к мощам можно будет приложиться не только в столице, но и в Подольске , Коломне, а также селе Шкинь. Об этом рассказали в пресс-службе патриарха Московского и всея Руси Кирилла .

С 24 августа по 15 октября в России пребудут мощи одного из самых почитаемых православных святых – святителя Спиридона Тримифунтского. Десница чудотворца побывает в 12 регионах России. В Московском регионе мощи святого пробудут с 7 по 9 сентября, – заявила пресс-служба.

Святыня будет находиться в Подольске в Кирилло-Мефодиевском храме 7 сентября, затем ее перевезут в село Шкинь Коломенского района. Прикоснуться к мощам будет возможно в Свято-Духовском храме 8 сентября, а также с 8 по 9 сентября в Успенском кафедральном соборе Коломны.

По словам пресс-секретаря патриарха Кирилла священника Александра Волкова , в Москве мощи будут находиться в храме Христа Спасителя с 22 октября. Поклониться святыне можно будет также в Краснодаре, Екатеринбурге, Красноярске, Чебоксарах, Ярославле, Кемерово, Санкт-Петербурге, Туле, Твери, Саратове.

Спиридон Тримифунтский - христианский святой, почитается в лике святителей как чудотворец. Он родился на острове Кипр в деревне Ассия около 270 года. Своей жизнью Спиридон стремился подражать ветхозаветным праведникам. Доброжелательност ь и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники - пищу и отдых. За добрые дела Бог наделил будущего святителя дарами прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов. Спиридон Тримифунтский — участник Первого Вселенского Собора, созванного в городе Никее в 325 году по приказу императора Константина Великого . Целью Собора было определение основных истин православной веры и осуждение ереси священника Ария. Благодаря чудесным доказательствам святителя Спиридона, арианство было осуждено и отвергнуто иерархами Церкви. Скончался святитель около 348 года во время молитвы. С 1984 года и по данный момент десница святителя хранится на Корфу в серебряном ковчежце вместе с остальными мощами.

Где можно будет поклониться мощам святителя Спиридона Тримифунтского в Подмосковье:

7 сентября - г. Подольск, Кирилло-Мефодиевский храм :
Московская область, город Подольск, Тепличная улица, д. 1, с 9.00 до 24.00.

8 сентября - село Шкинь Коломенского района, Свято-Духовский храм :
Московская область, Коломенский район, с. Шкинь, ул. Центральная, д. 48, с 8.00 до 19.00.

8 и 9 сентября - г. Коломна, Успенский кафедральный собор :
Московская область, г. Коломна, ул. Казакова, д. 5. Режим доступа к святыне уточняется.

Пресс-служба администрации Городского округа Подольск по информации сайтов «Москва 24» и «Патриархия.ру»

На территории Подмосковья находятся более 100 святых источников. Все они, согласно поверьям, обладают необыкновенной целительной силой. Но у каждого такого родника, бьющего из земли, есть свои особенности.

1 В Чеховском районе расположена Вознесенская Давидова пустынь. Преподобный Давид основал ее в глухих лесах на берегу Лопасни в 1515 году. Там и сейчас монастырь, а в 10 километрах от него находится подворье пустыни с храмом, где и бьет источник преподобного Давида. Для удобства паломников сделаны две купальни.

Народная молва утверждает, что вода источника одна из самых "сильных" в Подмосковье, особенно помогает при заболеваниях глаз и органов пищеварения.

Как добраться:

С Курского вокзала электропоездами, следующими до станции "Чехов", "Серпухов" и "Тула", до станции "Чехов". Далее от городского автовокзала до поселка Новый Быт.

На машине надо ехать по Симферопольскому шоссе, свернуть на втором повороте на Чехов. Увидев указатель на Крюково, свернуть с шоссе и двигаться прямо до поселка Новый Быт.

2 Саввино-Сторожевская обитель (возле Звенигорода) появилась более 600 лет назад. Ее основал монах Савва, ученик Сергия Радонежского. Сохранилось множество рассказов о чудесных исцелениях больных, приложившихся к мощам Саввы Сторожевского. Источник, освященный в честь него и известный с XIV века, расположен примерно в 700 метрах от монастыря возле пещеры святого. Там возведена часовня с мужской и женской купелями.

С собой паломники обычно увозят не только целебную воду, помогающую, как считается, при глазных и многих других болезнях, но и необыкновенно вкусные монастырские хлеб и квас.

Как добраться:

Электропоездом от Белорусского вокзала до станции Звенигород, далее автобусом N 23 или N 51 до остановки "Монастырь", а также автобусом от ст. метро "Кунцевская" до города Звенигорода.

На машине лучше всего ехать по Новорижскому шоссе. От Звенигорода - до указателя "Саввино-Сторожевский монастырь".

3 Святой источник "Гремячий" находится в четырнадцати километрах к юго-востоку от Сергиева Посада, неподалеку от деревни Взгляднево. Его иногда называют Гремячим водопадом, потому что мощные родники на крутом известняковом склоне реки Вондиги бьют из расщелины с высоты 25 метров. Шум струй слышен издалека.

Народная молва каждому из потоков ключа дала свои названия - Вера, Надежда, Любовь. Считается, что у каждого из них свои целебные свойства: правый - "от сердца", средний - "от головы", левый - "от женских болезней". Ученые утверждают, что вода напоминает по составу знаменитые источники Кисловодска. В ней содержится целебный радон. Поэтому врачи советуют пить ее в ограниченных количествах.

Как добраться:

Электричкой с Ярославского вокзала до Сергиева Посада. Затем пересесть на автобусы, следующие до поселков Воронино или Малинники. Далее пешком. (Сбиться с дороги трудно - паломников всегда много.)

На машине надо ехать по Ярославскому шоссе. На 65-м километре от МКАД перед постом ДПС по указателю "Нижний Новгород" повернуть направо на трассу А-108, проехать 10 километров до щита с надписью "Государственное заповедное лесоохотничье хозяйство "ЗАГОРСКОЕ". Там, не доезжая километрового столба с отметкой "16", cвернуть направо на дорогу с щебеночным покрытием. Перед деревней Ботово повернуть направо на "грунтовку" и мимо деревни Взгляднево проехать 3,3 километра к источникам.

4 "Барский колодец" в деревне Мураново находится в Пушкинском районе. Там стоит усадьба, связанная с именами Пушкина, Тютчева, Аксакова, Гоголя... На ее территории и бьет ключ "Барский колодец". В народе верили, что омывшимся этой водой даруется исцеление. Когда владельцами усадьбы стали Тютчевы (семья была очень набожной), они построили на ее территории храм Спаса Нерукотворного, и к источнику стали совершаться крестные ходы и водосвятные молебны. Ученые исследовали ее состав. Выяснилось, что вода обладает высокой биологической активностью. Даже цветы, политые ей, лучше растут.

Как добраться:

Электричкой с Ярославского вокзала до станции "Ашукинская", затем автобусом N 34 или "автолайном" до Музея-усадьбы Ф. И.Тютчева.

На своем транспорте - двигаться по Ярославскому шоссе, на 44-м километре будет указатель "Музей-усадьба Ф.И. Тютчева", от него до усадьбы - рукой подать.

5 В Щелковском районе в деревне Костыши находятся два целебных родника. Местные жители утверждают, что вода из источника, освященного в честь Параскевы Пятницы (ее называют целительницей), помогает лечить глазные болезни. Рядом расположен другой ключ, названный в честь "Страстной иконы Божией Матери".

Как добраться:

Автобусом N 335 от станции метро "Щелковская" до деревни Костыши.

На машине - ехать по Ярославскому шоссе до Пушкино, затем повернуть на Красноармейск. Там, где дорога делает круг, повернуть на Ногинск. Через 10 километров еще один круг. Повернуть на Фряново. Перед мостом сделать поворот налево, к деревне Костыши.

Внимание

Где еще можно набрать святой воды

  • В Сергиево-Посадском районе, на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры, - святой источник преподобного Сергия Радонежского. Рядом с храмом Успения Пресвятой Богородицы бьет родник, названный в честь Иоанна Крестителя.
  • В Можайском районе - святой источник Чудотворной иконы Божьей Матери Колоцкой. Находится рядом с Успенским монастырем у села Колоцкое.
  • В Дмитровском районе - святой источник Тихвинской иконы Божьей Матери. Часовня над родником с купелью находится в селе Ильинское.
  • В Пушкинском районе - святой источник "Грибаново". Часовня Петра и Павла над родником расположена у деревни Грибаново.
  • В Подольском районе есть освещенный источник "Еринский". Часовня Параскевы Пятницы над родником построена у санатория "Ерино", где минеральной водой лечат от заболеваний пищеварительной системы.
  • В Ленинском районе - святой источник новомучеников и исповедников Российских. Располагается в селе Десна-Буревестник.

Одним из старейших достопримечательностей является Троицкий собор Подольска, построенный в 1819-1832 гг. Его возвели в честь победы в Отечественной войне 1812 года, с которой связаны воспоминания о проходившем

Архитектура

Троицкий собор Подольска - единственный среди который имеет пятиглавное завершение. Само здание выполнено из кирпича и оштукатурено. На нем имеются белокаменные элементы. С западной стороны располагаются трапезная и колокольня. Последняя имеет три уровня. В архитектуре собора отражается облик города. Возвышаясь над окрестностями, строение издалека привлекает к себе внимание и оживляет городскую панораму.

История

Троицкий собор в Подольске долгие годы давал людям веру и надежду.

В 1860 году Московский митрополит назначил священником собора выпускника Московской духовной семинарии Николая Косминкова. Более тридцати лет он служил в Троицком соборе Подольска. Во время его работы в храме здание привели в надлежащий порядок. Вокруг посадили деревья, заменили ограду из дерева на каменную.

В 1886 году был выбран староста - купец Н. Каноныкин. Он занялся утеплением церкви. Он же соорудил новый иконостас с драгоценными ризами. Спустя несколько лет обновили трапезную. Ее стены были расписаны священными изображениями, появились иконостасы, закуплена

Троицкий собор города Подольска стерпел все испытания во времена богоборчества и устоял.

Настоящее чудо

В 1866 году в Подольске свирепствовала эпидемия холеры. Отец Николай не побоялся подхватить заразу, первым пошел по домам больных и начал причащать их. Это действие показало людям, что он настоящий пастырь, ревностный и истинный. В те тяжелый дни из Бронницы привезли икону Иерусалимской Божией матери. Ее образ обнесли крестным ходом вокруг города и эпидемия прекратилась. За избавление от болезни для собора приобрели копию иконы. Перед ней совершались молебны в память о заступничестве во время болезни.

С 1991 года при Свято-Троицком соборе Подольска открыта воскресная школа. Это одна из самых больших школ Московской епархии, которую посещают более двухсот воспитанников. В ней каждый христианин может укрепить веру, а также развить приходскую жизнь.

Святые собора

В Троицком соборе имеются свои святыни. К ним относят икону Иерусалимской Божией Матери, которую стали почитать с 1866 года. Есть два мощевика, в которых хранятся частицы 140 святых. В дни их памяти совершаются полиелейные службы. Здесь есть иконы Петра и новомучеников Подольских.

В 2004 году в золотые киоты были установлены вновь отрисованные иконы Неупиваемая Чаша и Собор Новомучеников и Исповедников Российских.

У храма

Возле собора располагается памятник генералу М. Милорадовичу и его гренадерам, погибшим в сражении с наполеоновским войском в 1812 году. Установленный обелиск при советской власти был заменен на скульптуру К. Маркса. И только в 1995 году, памятник вернули на место. Его украшают Александровский герб и табличка с описанием поступка воинов.

Мощи святых

На протяжении многих столетий, тысячелетий сохраняются нетленными мощи святых. В истории церкви не раз упоминаются случаи, когда мощи святых спасали от разных несчастий. Они обладают уникальной силой, и даже самая малая частичка святого способна творить чудеса.

В Троицком соборе имеется два мощевика, где собраны мощи ста сорока святых. Их сила изливается на верующих, исцеляет от самых разных недугов. В дни святых, чьи мощи хранятся в соборе, проводятся службы.

Колокола

В соборе имеется семь колоколов. Самый большой весит шесть тысяч килограмм. Самый маленький - 135 кг. Каждый из них посвящен определенным иконам, которые на них изображены. На некоторых изображен а на каких-то - крест-распятие.

Богослужение

В Троицком соборе Подольска, расписание богослужений зависит от дня недели. В обычные дни в храме проводят утреннюю литургию в 7.00, в 17.00 - вечернюю, в 9.00 - повечерие.

По воскресеньям утренняя начинается в 6.30.

Позднюю литургию, панихиды проводят в 9.30.

Собор работает с понедельника по субботу с восьми утра и до семи часов вечера. В воскресенье - с 6.30 и до 19.00.

Священнослужители

В соборе пять священников: В. Тимченко, К. Михайлов, П. Попов, К. Семенов, В. Писарев. Настоятель храма - протоиерей Александр Ганаба.

Архимандрит - Савватий.

Протоиерей - Н. Семенюк.

Дьяконы - А. Орехов и А. Самоделкин.

Протодиакон - В. Ганаба.

Свя-щен-но-му-че-ник Сер-гий ро-дил-ся 18 фев-ра-ля 1883 го-да в се-ле Во-ро-но-во По-доль-ско-го уез-да Мос-ков-ской гу-бер-нии в се-мье свя-щен-ни-ка Ва-си-лия Фе-ли-цы-на. Сер-гей Ва-си-лье-вич окон-чил Пе-ре-р-вин-ское учи-ли-ще и три клас-са Мос-ков-ской Ду-хов-ной се-ми-на-рии и в 1904 го-ду был опре-де-лен пса-лом-щи-ком в Пре-об-ра-жен-скую цер-ковь в се-ло Бу-жа-ро-во Зве-ни-го-род-ско-го уез-да.
В 1907 го-ду он был пе-ре-ве-ден в Вос-кре-сен-скую цер-ковь в се-ло Сер-тя-ки-но По-доль-ско-го уез-да. Здесь он же-нил-ся на уро-жен-ке это-го се-ла Ве-ре Сер-ге-евне Осет-ро-вой. Впо-след-ствии у них ро-ди-лось во-семь де-тей.
В 1918 го-ду Сер-гей Ва-си-лье-вич был ру-ко-по-ло-жен в сан диа-ко-на, в 1921 го-ду - в сан свя-щен-ни-ка к Вос-кре-сен-ско-му хра-му се-ла Сер-тя-ки-но, в ко-то-ром про-слу-жил до дня сво-е-го аре-ста. Был на-граж-ден на-бед-рен-ни-ком и ка-ми-лав-кой.
При-ход со-сто-ял из жи-те-лей се-ла Сер-тя-ки-но и де-ре-вень Ма-лое и Боль-шое Тол-би-но и Ни-ку-ли-но, на-хо-див-ших-ся в пя-ти ки-ло-мет-рах от хра-ма. Отец Сер-гий боль-ше все-го за-пом-нил-ся при-хо-жа-нам хри-сти-ан-ской доб-ро-той.
27 но-яб-ря 1937 го-да в два ча-са но-чи отец Сер-гий был аре-сто-ван и за-клю-чен в тюрь-му го-ро-да Сер-пу-хо-ва. Арест от-ца Сер-гия по-тряс его су-пру-гу так, что у нее про-пал го-лос, и она зна-ка-ми от-ве-ча-ла на тре-бо-ва-ния со-труд-ни-ков НКВД по-ка-зать все ме-ста, ко-то-рые они хо-те-ли обыс-ки-вать. Свя-щен-ни-ка об-ви-ни-ли в том, что он «враж-деб-но на-стро-ен к со-вет-ской вла-сти и имел тес-ную связь с контр-ре-во-лю-ци-он-но на-стро-ен-ным ку-ла-ком За-рен-ко-вым, аре-сто-ван-ным за контр-ре-во-лю-ци-он-ную де-я-тель-ность». Свя-щен-ник был до-про-шен сра-зу же по-сле аре-ста.
- Ко-го из свя-щен-ни-ков По-доль-ско-го рай-о-на вы зна-е-те? - спро-сил сле-до-ва-тель.
Отец Сер-гий от-ве-тил, что зна-ет свя-щен-ни-ка бли-жай-ше-го к нему при-хо-да, а так-же свя-щен-ни-ка, ко-то-рый ра-нее был бла-го-чин-ным, и бла-го-чин-но-го в на-сто-я-щее вре-мя.
- След-ствию из-вест-но, что вы сре-ди на-се-ле-ния рас-пус-ка-ли про-во-ка-ци-он-ные слу-хи о том, что со-вет-ская власть и ком-му-ни-сты идут по пу-ти, из-ло-жен-но-му в Свя-щен-ном Пи-са-нии. Рас-ска-жи-те об этом.
- Я про-тив со-вет-ской вла-сти и пар-тии сре-ди на-се-ле-ния ни-че-го не го-во-рил, - от-ве-тил свя-щен-ник.
- Вы при-зна-е-те се-бя ви-нов-ным в том, что сре-ди на-се-ле-ния про-во-ди-ли ан-ти-со-вет-скую аги-та-цию, на-прав-лен-ную на дис-кре-ди-та-цию со-вет-ской вла-сти и пар-тии?
- Ви-нов-ным се-бя в предъ-яв-лен-ном мне об-ви-не-нии я не при-знаю, по-то-му что сре-ди на-се-ле-ния се-ла Сер-тя-ки-но я ан-ти-со-вет-ской аги-та-ции не вел, - от-ве-тил свя-щен-ник.
На этом до-прос был за-кон-чен. 1 де-каб-ря 1937 го-да трой-ка НКВД при-го-во-ри-ла от-ца Сер-гия к рас-стре-лу. Свя-щен-ник Сер-гий Фе-ли-цын был рас-стре-лян 15 де-каб-ря 1937 го-да и по-гре-бен в без-вест-ной об-щей мо-ги-ле на по-ли-гоне Бу-то-во под Моск-вой.

Игу-мен Да-мас-кин (Ор-лов-ский)

«Жи-тия но-во-му-че-ни-ков и ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских ХХ ве-ка Мос-ков-ской епар-хии. Де-кабрь». Тверь, 2004 год, стр. 43-45.

Великомученик Георгий родился в городе Бейрут (в древности - Белит), у подножия Ливанских гор во время правления императора Диоклетиана (284-304 гг.). Он был сыном богатых, знатных и глубоко верующих родителей-христиан. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был ещё в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину, где воспитала его в строгом благочестии и дала ему прекрасное образование. Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, благодаря своему уму, храбрости, высокодобродетельной жизни завоевал авторитет среди товарищей и быстро выдвинулся в военачальники. Вскоре он стал членом высшего Совета при императоре, который не предполагал в молодом полководце христианина. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, святой Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают мучения, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, и, явившись к Диоклетиану, обратился к нему с обличительной речью: «Не обольщайтесь ложью и обманом! Идолы ваши — не боги. Иисус Христос — единый истинный Бог». От изумления и гнева император не мог прийти в себя. Наконец знаком он указал проконсулу Магненцию ответить Георгию. «Кто побудил тебя на такой дерзкий поступок?» — спросил Магненций. «Истина», — спокойно и с достоинством ответил Георгий. «Что есть Истина?» — повторил вопрос Пилата Магненций. «Истина — Христос, вами гонимый»,- ответил святой. «Так ты и сам христианин?!» — удивленно спросил Магненций. «Да, я раб Христа, Бога моего и, на Него уповая, добровольно предстал пред вами, чтобы засвидетельствовать истину». Ошеломлённый дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Видя, что никакие увещевания и угрозы не могут заставить Георгия отречься от веры в Бога, разгневавшись, Диоклетиан приказал оруженосцам изгнать святого из судилища и заключить в темницу. В темнице св. Георгия бросили на землю, ноги заковали в колодки и придавили грудь тяжёлым камнем. Мученик терпеливо переносил страдания в течение целой ночи, непрестанно славословя Господа.

На другой день на допросе, обессиленный, но твёрдый духом, святой Георгий вновь отвечал императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою». Тогда Диоклитиан повелел подвергнуть Георгия самым изощрённым пыткам. Великомученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнажённое тело святого. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклитиан решил, что истязаемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву богам. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Затем воссиял дивный свет и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши. И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!» — как святой Георгий восстал исцелённым. Когда воины отвели его в капище, где был император, последний не верил глазам своим и думал, что пред ним другой человек или призрак. В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Два знатных сановника, святые Анатолий и Протолеон, тайные христиане, тотчас открыто исповедали Христа. Их тут же, без суда, по приказу императора усекли мечом. Познала истину и царица Александра, супруга Диоклитиана, находившаяся в капище. Она тоже порывалась прославить Христа, но её удержал один из слуг императора и увёл во дворец.

Император ещё более ожесточился. Не теряя надежды сломить святого Георгия, он предавал его на новые страшные пытки. Сбросив в глубокий ров, святого мученика засыпали негашёной известью. Через три дня его откопали, но нашли его радостным и невредимым. Святого обули в железные сапоги с раскалёнными гвоздями и с побоями погнали до темницы. Утром же, когда его привели на допрос, бодрого, со здоровыми ногами, он сказал императору, что ему понравились сапоги. Его били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землёй, но мужественный страдалец, подкрепляемый силой Божией, оставался непреклонным. Решив, что волшебство помогает святому, император призвал волхва Афанасия, чтобы тот сумел лишить святого чудодейственной силы, или отравил его. Волхв преподнёс святому Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое — умертвить. Но и зелья не действовали — святой по-прежнему обличал языческие суеверия и славил Истинного Бога. На вопрос императора, какая же сила помогает мученику, святой Георгий отвечал: «Не думай, что не вредят мне муки благодаря человеческому усилию, — я спасаюсь только призыванием Христа и Его силою. Верующий в Него ни во что вменяет мучения и способен сотворить дела, которые сотворил Христос» (Ин. 14, 12). Диоклитиан спросил, каковы же дела Христовы. — «Слепых просвещать, прокажённых очищать, подавать хромым хождение, глухим — слух, изгонять бесов, воскрешать умерших».

Зная, что ещё никогда ни волхвование, ни ведомые ему боги не могли воскресить мёртвого, император, чтобы посрамить упование святого, велел ему на его глазах воскресить умершего. На это святой сказал: «Ты искушаешь меня, но ради спасения народа, который увидит дело Христово, Бог мой сотворит это знамение». И когда святого Георгия подвели к гробнице, он воззвал: «Господи! Покажи предстоящим, что Ты Бог Единый по всей земле, да познают Тебя, Всесильного Господа». И потряслась земля, гробница отверзлась, мертвец ожил и вышел из неё. Воочию увидев явление всемогущей силы Христовой, народ рыдал и прославлял Истинного Бога. Волхв Афанасий, припав к ногам святого Георгия, исповедал Христа Всесильным Богом и просил прощения за грехи, совершённые в неведении. Однако закоснелый в нечестии император не вразумился: он в ярости приказал обезглавить уверовавшего Афанасия, а также воскрешённого человека, а святого Георгия опять заточил в темницу. Люди, обременённые недугами, разными способами стали проникать в темницу и там получали от святого исцеление и помощь. Обратился к нему в скорби и некий земледелец Гликерий, у которого пал вол. Святой с улыбкой утешил его и заверил, что Бог возвратит вола к жизни. Увидев дома ожившего вола, земледелец по всему городу стал прославлять Бога христианского. По приказу императора святой Гликерий был схвачен и обезглавлен.

Подвиги и чудеса великомученика Георгия умножали число христиан, поэтому Диоклитиан решил сделать последнюю попытку заставить святого принести жертвы идолам. Начали готовить судилище при капище Аполлона. В последнюю ночь святой мученик усердно молился, а когда задремал, увидел Самого Господа, Который поднял его Своей рукой, обнял и поцеловал. Спаситель возложил на главу великомученика венец и сказал: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною». Наутро в судилище император предложил святому Георгию новое испытание — он предлагал ему стать своим соправителем. Святой мученик с притворной готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и при этом выразил желание немедленно идти в капище Аполлона. Диоклитиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в капище в сопровождении свиты и народа. Все ждали, что святой Георгий принесёт жертву богам. Он же, подойдя к истукану, сотворил крестное знамение и обратился к нему, как к живому: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?» Бес, обитавший в идоле, закричал: «Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Един Бог только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками, и, одержимые завистью, прельщаем людей». «Как же дерзаете вы быть здесь, когда сюда пришёл я, служитель Истинного Бога?» — спросил святой. Послышался шум и плач, идолы пали и сокрушились.

Поднялось всеобщее смятение. На святого мученика в неистовстве накинулись жрецы и многие из толпы, связали его, стали бить и требовать немедленной казни. На шум и крики поспешила святая царица Александра. Пробираясь через толпу, она кричала: «Бог Георгиев, помоги мне, так как Ты Един Всесилен». У ног великомученика святая царица славила Христа, уничижая идолов и поклонявшихся им. Диоклитиан в исступлении немедленно вынес смертный приговор великомученику Георгию и святой царице Александре, которая без сопротивления последовала за святым Георгием на казнь. По дороге она изнемогла и без чувств прислонилась к стене. Все решили, что царица скончалась. Святой Георгий возблагодарил Бога и молился, чтобы и его путь окончился достойно. На месте казни святой в горячей молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привёл их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой великомученик Георгий преклонил свою главу под меч. Это было 23 апреля 303 года.

В растерянности взирали на своего Победителя палачи и судьи. В кровавой агонии и бессмысленных метаниях кончалась эра язычества. Прошло всего десять лет — и святой равноапостольный Константин, один из преемников Диоклитиана на римском престоле, начертал на своих знаменах Крест с надписью: «Сим победиши». Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности - называют Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.

На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. На родине святого, в городе Бейруте, было много идолопоклонников. Около города, близ Ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух. Для утоления ярости змея люди начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, это был св. Георгий Победоносец. Девушка стала упрашивать его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидев змея, осенил себя крестным знамением и со словами «во Имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него. Великомученик Георгий пронзил гортань змея копьём и попрал его конём. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город. Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Затем святой убил змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать пять тысяч человек, не считая женщин и детей, крестились тогда, и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия.

На Руси почитание св. великомученика Георгия Победоносца установилось с введением христианства. Св. Георгий был покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Сын святого равноапостольного Владимира, Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий (+ 1054) построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве. День освящения Киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября 1051 года Святителем Иларионом, митрополитом Киевским и всея Руси, навсегда вошёл в литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом «осенний Георгий».

Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий (+ 1157), создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 году героическую борьбу русского народа с монгольскими ордами возглавил великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович (1238; память 4 февраля), сложивший голову в битве на Сити. Память о нём, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских духовных стихах и былинах. Первым великим князем Московским, в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович (+ 1325) — сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. Со времен Дмитрия Донского святой Георгий Победоносец считается покровителем города Москвы, а образ Святого Георгия верхом на белом коне, поражающего копьем змия становится гербом Москвы и эмблемой Русского государства.

Священномученик Тимофей Ульянов

Священномученик Тимофей родился 3 мая 1900 г. в селе Трубинка Воронежской губернии в семье крестьянина Константина Ульянова. Три года он проучился в сельской школе. В 1917 г. он начал служить на родине в церкви псаломщиком. В 1931 г. Тимофей Константинович переехал в Подольский район Московской области. Через год он был рукоположен сначала во диакона, а затем во священника к Вознесенской церкви в селе Сатино-Русское Подольского района Московской области. Тяжелое материальное положение вынуждало его перейти на служение в другой приход. Председатель церковного совета Вознесенской церкви убедительно просил его остаться в Сатино-Русском и продолжить служение. После некоторых колебаний отец Тимофей остался на этом приходе.

26 ноября 1937 г. отец Тимофей был арестован Подольским районным отделением НКВД и заключен в тюрьму в городе Серпухове. На следующий день состоялся допрос. Поинтересовавшись у отца Тимофея, с кем из священнослужителей района он поддерживает связь, и о чем у них бывает разговор при встречах, следователь спросил:

— С кем вы поддерживали связь в Подольском районе до ареста?
— Являясь священником церкви в селе Сатино-Русское, я, помимо этого прихода, обслуживал климовский приход, выполняя отдельные требы.
— Объясните, последователем какой ориентации вы были ко дню вашего ареста?
— Ко дню моего ареста я являлся последователем тихоновской ориентации.

На этом допросы были закончены. В тот же день в качестве свидетеля был допрошен председатель колхоза села Сатино-Русское. Следователь попросил его рассказать о влиянии священника на колхоз. «Колхозники, — отвечал лжесвидетель, — очень жаловались, что вот нас ты не пускаешь в церковь, а заставляешь все работать, все люди вот идут в церковь, а нам это не представляется возможным. Влияние на граждан Ульянов оказывал значительное». Для дачи свидетельских показаний 29 ноября был вызван председатель церковного совета, который, давая показания об антисоветской деятельности отца Тимофея, сказал, что осенью 1937 г. на поминках «Ульянов высказывал свои враждебные взгляды на существующий строй, восхваляя прежнюю жизнь, говорил: раньше гораздо лучше жилось, все было дешево и вдоволь, а теперь при советской власти дорого, жить стало тяжело всем. Советская власть накладывает на нас большие налоги, которые невозможно выплатить. Это делают для того, чтобы изжить духовенство».

Кроме этих двух лжесвидетелей были допрошены еще трое. 1 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Тимофея к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Отбывая наказание, священник Тимофей Ульянов умер от голода 23 июня 1940 г. в лазарете №2 Нижне-Амурского исправительно-трудового лагеря города Советская гавань Хабаровского края и 25 июня был погребен на лагерном кладбище. Память священномученика Тимофея совершается в день его кончины 10 (23) июня, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если этот день не совпадает с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).