И грамматические средства они же. Лексические и грамматические средства связи предложений в тексте

Грамматические средства

Грамматическая категория числа реализует первичную квантитативную актуализацию, вторичная реализуется посредством лексических единиц разных лексико-грамматических разрядов. Понятийная категория, реализуемая разноуровневыми единицами, выражает различные значения. Существует четкая граница между лексическим и грамматическим значениями, здесь влияние оказывают как языковые, так и внеязыковые факторы. Лексические значения реализуют номинативную функцию, конкретизируя явления и отношения объективной действительности, в отличие от грамматических значений, которые являются абстрактными и обобщенными по своей природе. Грамматическое значение, охватывает большие классы слов, отличается регулярностью, универсальностью, а также обладает обязательностью, инвариантностью и системной релевантностью. Лексические же значения, будучи ограниченными небольшим числом слов, относительно произвольны, конкретны и образны.

Лексико-семантические средства выражения интенсивности

Рассмотрим, как этот процесс реализуется в сфере лексикосемантической парадигматики.

К области лексических средств интенсификации высказывания относятся аффиксация и словосложение, прилагательные интенсифицирующего содержания и синомические ряды глаголов, наречия-интенсификаторы при предикатах, кванторные слова, усилительные фразеологизмы и т.д.

Суть интенсификации при помощи кванторных слов заключается в выражении средствами языка большого/очень большого/предельно большого (равно как и предельно малого) количества. В лексико-семантической системе языка квантитативные интенсификаторы занимают свое, вполне определенное, место. В лексическом корпусе английского языка можно выделить несколько групп лексики, составляющие которых в обязательном порядке включают кванторные слова. К этим группам относится лексика называния физических характеристик предметов реального мира (размер: a pack of lies, a sizeable chunk of fear, a barrage of questions, a whale of a story ; объем: bit, bite, grain, ounce, peck, shade, touch ; количество: flock, horde, legion, fountain, torrent ), лексика, акцентирующая частотные характеристики событий и явлений, их временные и пространственные параметры, и, наконец, лексика описания эмоций и эмоциональных состояний. Проиллюстрируем изложенное:

Anyway, I can"t wait till June. I"m sick to creeping death of this place - I want to get a million, zillion pinwheeling miles away - and the old Navy"s just the ticket (Myrer);

Do I feel guilty? Not one iota. And neither does she (Myrer);

You"ve probably had a bit of a share, so we"ll take it easy for a minute or two (Castle and Hailey);

We had a peck of trouble with that machine (Bolinger).

Рассмотрим функцию кванторных слов в качестве средства интенсификации высказывания подробнее.

Коль скоро в нашем сознании существуют такие понятийные категории, как количество, время, объем, объединяемые общей категорией меры, им должны соответствовать языковые средства репрезентации. Без первых немыслимо восприятие предметов объективной реальности, которые существуют во времени и в пространстве и обладают количественными параметрами объема. Языковые средства, отражая наше восприятие объективного мира, призваны сигнализировать эти параметры. Так как речь идет о категории интенсивности, нас кроме ординарных характеристик интересуют предельно большие и предельно малые, а также переходы от срединной (ординарной) позиции к предельно большой и предельно малой. Каким образом это находит отражение в языке, показывают примеры.

Использование кванторных слов - это, прежде всего отражение количественных характеристик предмета речи. Количественные характеристики могут относиться: к живым существам (люди и животный мир), к неодушевленным предметам, к способам осуществления того или иного действия, к пространству и времени, к денежным единицам и т.д.

Рассмотрим основные понятия, которыми оперирует грамматика.

Грамматическая форма – языковой знак, в котором грамматическое значение находит свое регулярное (стандартное) выражение.

Понятие грамматической формы применимо как к словесной, так и к синтаксической единице.

Структура грамматической формы слова: грамматические средства , присоединенные к основе . Грамматическое средство выступает в качестве формального показателя грамматического значения. Так, в лексеме ноги флексия И маркирует значение множественного числа, именительного падежа существительного женского рода; в англ.dogs аффикс S указывает на реализацию значения множественного числа существительного. Система грамматических проявлений (грамматических средств) каждого языка находится в жесткой зависимости от его морфологического типа. Так, в языках синтетического типа превалируют синтетические средства выражения грамматического значения (флексия, аффикс и под.), в аналитических языках, соответственно, – аналитические (предлог, артикль и под.). Перечень известных языкам мира грамматических средств (выход на Кадр 3) бесконечен.

Грамматических средств

Виды грамматических средств

Рассмотрим ряд наиболее «уловимых» для нас грамматических средств.

1) Аффиксаци я

Существует два типа аффиксации: агглютинация и флексия.

При агглютинации грамматическое значение выражается путем присоединения стандартных, однозначных аффиксов к корню слова: тюркск. бола (ребенок) болалар (дети) . Флексия предполагает наличие синкретичного окончания, проявляющее значение ряда грамматических категорий одновременно: кошка – кошки .

2) Служебные слова (частицы, предлоги, послелоги, союзы, частицы, артикли) – одно из аналитических средств выражения грамматического значения: кино – в кино , англ. school – in school .

3) Ударение – чаще выступает как дополнительное средство грамматического выражения (вода – во ды ), но иногда становится единственным (кроме контекста) грамматическим маркером (руки – ру ки ).

4) Интонация – один из основных грамматических показателей синтаксических категорий в ряде языков (Он пришел. – Он пришел? ).

5) Фонетические чередования различного типа чаще выступают как дополнительные грамматические средства, но иногда приобретают статус основных (нем. Mu tter – Mü tter; Wa ld (лес) – Wö lder ).

6) Супплетивизм – явление, при котором разные грамматические формы образуются от разных корней: (человек – люди, ребенок – дети , англ. I – me, am – is – are ).



7) Редупликация – «удвоение» грамматического показателя, характерно, например, для ряда австралийских языков (kutu (глупый) – kukututu (очень глупый), api (огонь) – api-api (спички), laki (муж) – lalaki (мужчина).

8) Порядок слов – средство, наиболее значимое для языков с несвободным порядком слов (англ. It is a book. – Is it a book? ).

Список грамматических средств можно продолжить. Отметим, что в их число могут включаться средства письменной формы языка, например, в немецком языке маркером принадлежности слова к классу имен существительных является заглавная буква.

––––––

В систему грамматических средств высказывания (синтаксической единицы) включаются интонация, порядок слов, частицы, союзы и т.д. (В высказывании А был ли мальчик? Грамматическое значение вопросительности реализуется с помощью частицы ЛИ и особой вопросительной интонации, на письме выраженной вопросительным знаком).

Грамматическая категория – одно из важнейших понятий грамматики. Грамматическая категория представляет систему противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями (парадигма грамматических значений).

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Значениями

Минимальное количество грамматических значений, обобщенных в категорию, – два. Такова грамматическая категория числа в большинстве современных языков (единственное/множественно число). Грамматические значения внутри каждой категории выражаются определенными грамматическими формами, где грамматические средства являются регулярными. Так, для грамматической категории определенности в английском языке регулярными средствами выражения грамматических значений являются артикли a / the , в немецком, соответственно, – ein / das , во французском – une / la , в испанском – una / la .



––––––

Система грамматических категорий каждого языка определяет их типологические различи я .

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Типологические различи

Языки мира различаются:

по количеству и составу грамматических категорий (категория вида – имеется в русской грамматической системе, но отсутствует во многих других языках; категория определенности/неопределенности, наоборот, в русском языке отсутствует; категория вежливости (респективности) присуща японскому и корейскому языкам и др.);

по количеству противопоставленных членов в рамках одной и той же категории (падежей в русском – 6, в немецком – 4, в английском – 2, в некоторых дагестанских – до сорока шести);

по тому, какие части речи и каким образом реализуют ту или иную категорию (в ненецком у существительных – лицо и время и т.д.).

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Грамматическая категория представляет собой один из типов языковой категоризации, в основе которой – общий для группы языковых элементов способ формализации максимально обобщенного, абстрактного значения. Ему может быть противопоставлена категория лексическая (семантическая), в основе которой – общий семантический признак, не связанный с типовым его выражением (категория цветообозначений включает лексемы желтый, синий, зеленый , а также синева, лазурь и т.д.). Промежуточное положение занимает лексико-грамматический (семантико-грамматический разряд) разряд, в рамках которого семантический признак находитрегулярное формальное выражение и проявляется в особенностях грамматического функционирования соответствующих единиц языка.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––


Синтетические способы выражения ГЗ:

1) Аффиксация – это использование аффиксов для выражения грамматического значения (делать – сделать, разменять – разменивать, стол – стола – столу). Самый распространенный способ выражения ГЗ.

2) Внутренняя флексия – грамматически значимое изменение фонемного состава корня (ходил – хаживал, дик – дичь, набирать – набрать)

3) Редупликация (повтор) – выражение ГЗ путём полного или частичного повтора основы (ходишь-ходишь, еле-еле, самый-самый).

4) Ударение. Изменение ударения служит способом выражения ГЗ. В РЯ ударение может разграничивать формы существительных, наклонения и вида глагола (Окна – окнА, лЮбите – любИте, насЫпать – насыпАть)

5) Супплетивизм – объединение разнокорневых слов в одну грамматическую пару для выражения ГЗ (хороший – лучше, плохой – хуже, я – меня, ребёнок – дети)

Аналитические способы выражения ГЗ:

1) Порядок слов. Разграничивает синтаксические функции слов в предложении (субъектно-объектные отношения, отношения определяемого и определения) и коммуникативные типы самих предложений: Радость (S) сменяет печаль (O) – Печаль (S) сменяет радость (O); глухие учёные – учёные глухие.

2) Служебные слова – единицы, которые сопровождают знаменательные слова и освобождают их от выражения грамматики или сопровождают словоизменительную аффиксацию.

Предлоги (или послеслоги)

Частицы

Артикли

Реформатский выделяет также вспомогательные глаголы, слова степени (более, менее)

3) Интонация. Этот способ относится не к слову, а к фразе, поэтому он связан с предложением и его строением.

ü Различает коммуникативную и модальную характеристики предложения: отличает вопросительные предложения от утвердительных, выражающих сомнение, удивление, побуждение и т.д. (Ты написал. Ты написал? Ты написал!)

ü Расстановка и градация пауз может по-разному расчленять предложение (Ходить долго - не мог и Ходить - долго не мог)

ü Паузирование может различать простое и сложное предложение: Вижу лицо в слезах - Вижу: лицо - в слезах.

Смешанный (гибридный) способ выражения ГЗ:

Объединяет признаки синтетического и аналитического типов.

ГЗ предложного и других падежей выражается двояко – падежной флексией и предлогом (рассказать о конференции, побывать в Ботаническом саду, поехать на рыбалку, познакомиться с артистом)

Средства выражения ГЗ (грамматические показатели):

1) Окончания (красивый-ая-ое)

2) Формообразующие суффиксы (глаголы, прилагательные: крича, крикнувший, сотканный)

3) Чередование (друг-друзья)

4) Ударение (окнА - Окна)

5) Предлоги (без шапки, в шапке, под шапкой)

6) Интонация (Надеюсь, вы удобно сидите? Сидите.)

7) Вспомогательные слова (буду учиться, более сильный)

4. Основные понятия морфологии: грамматическое значение, грамматический способ, грамматическая форма, грамматическая категория. Понятие морфологической парадигмы.

Грамматическое значение – обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке своё регулярное/стандартное выражение.

Грамматический способ – способ выражения ГЗ

Грамматическая форма – регулярные видоизменения слова, объединенные тождеством его ЛЗ и различающиеся морфологическими/грамматическими значениями.

ГК - система противопоставленных друг другу рядов морфологических форм с однородными значениями.

Примером категории, имеющей двоякую позицию может служить категория числа у существительных. ГК может быть признана двусторонней единицей морфологического уровня языка, так как имеет план содержания ПС и план выражения ПВ.

С точки зрения семантической , ГК представляет собой набор однородных грам значений. Так, общее значение категории падежа включает в себя частное значение 6ти падежей. Частные ГЗ также могут быть составными. На примере падежей: в Р.п. выделяются: значения принадлежности, части, субъекта, пространственное. Они являются элементарными и не раскладываются на иные смыслы.

С формальной точки зрения , ГК - набор грамматических форм, служащих для выражения частных грам значений.

ГК отличаются друг от друга:

По характеру отношений

По количеству противопоставляемых членов

Бинарная оппозиция - число

Тройственная - время

Система ГК в СРЯ

Словоизменительные и несловоизменительные ГК

Словоизмениельные - категории, формы членов которых могут быть представлены формами одного и того же слова.

Несловоизменительные (классификационные) - не могут быть представлены формами одного и того же слова.

Парадигма – упорядоченная совокупность грамматических форм слова. Служебные части речи не имеют парадигмы.

Совокупность всех частных парадигм – полная парадигма. Полная парадигма существительного состоит из всех форм единственного и множественного числа.

Во главе каждой полной парадигмы стоит исходная форма, которая обладает называющей функцией и фиксируется в словаре.

Также выделяются неполная (ножницы, босой, пылесосить, смеркаться) и избыточная парадигмы (чая – чаю, годы – лета).

Слова с полной парадигмой – стол, свежий, бежать и др.

С неполной (ущербной) парадигмой – молоко, босой (не имеет степени сравнения), светать (потому что описывает состояние природы, нельзя применить по отношению к человеку).

С нулевой парадигмой – заимствованные слова, например: метро, клише, какаду, бордо, беж

С избыточной парадигмой – словоформы, имеющие две парадигмы (машу – махаю)

В русском языке десять частей речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие, предлоги, союзы, частицы, междометия.

Существительное, прилагательное, числительное, глагол, наречие – это знаменательные части речи; слова, принадлежащие к этим грамматическим классам, имеют собственное лексическое значение, обладают особыми грамматическими категориями и в предложении играют роль главных или второстепенных членов. По синтаксическим функциям к знаменательным частям речи относится и местоимение, однако оно не имеет собственного лексического значения, а его грамматические категории повторяют, в зависимости от разряда местоимения, грамматические категории существительного, прилагательного, наречия или числительного.

Предлоги, союзы, частицы – служебные части речи; они указывают на отношения между словами или между предложениями, а также придают высказываниям различные смысловые и модальные оттенки. Междометие не принадлежит ни к знаменательным, ни к служебным частям речи.

Имя существительное

– часть речи, которая включает слова, называющие предмет или живое существо: сосна , учитель , тигр .

Имя прилагательное

– часть речи, которая содержит слова, обозначающие признаки предмета или живого существа: высокая сосна , новый учитель , молодой тигр .

Числительные

обозначают количество предметов (один , пятнадцать , сто двадцать семь ) или их порядковый номер (первый вагон , пятнадцатое сентября , сто двадцать седьмая страница ).

Местоимения

– это слова, не имеющие собственного лексического значения: они не называют предметы, свойства, действия, а указывают на них. Местоимения употребляются вместо имен существительных, прилагательных, числительных, а также вместо наречий: В комнату вошла женщина . Она несла в руках чайник ; Плотники построили новый дом . В этом доме решено разместить детский сад ; Пятеро вышли из леса . На всех были маскировочные халаты ; Я приеду вечером , тогда и поговорим .

Глагол

часть речи, к которой относятся слова, обозначающие действие или состояние предмета или живого существа: идти , спать , находиться .

Причастие и деепричастие.

Помимо многообразных форм, выражающих различные специфически глагольные грамматические значения, глагол имеет такие формы, которые сближают его с другими частями речи. Это причастие, которое, сохраняя присущее глаголу значение действия и состояния и грамматические категории залога, времени и вида, изменяется по родам, числам и падежам и тем самым сближается с прилагательным (читающий мальчик , читающая девочка , читающее устройство ), – и деепричастие, которое, также сохраняя основные свойства глагола, по формальным признакам и синтаксической роли в предложении сближается с другой частью речи – наречием: так же, как наречие, деепричастие не имеет словоизменительных форм, а в предложении выступает в роли обстоятельства (ср. : Дожди льют беспрестанно . – Дожди льют , не переставая ).

Наречия

– это неизменяемые слова, которые обозначают характер действия или состояния, качество или признак предмета. В предложении наречия примыкают к глаголу, прилагательному, существительному или к другому наречию и являются либо обстоятельствами, либо несогласованными определениями: быстро мчаться , повернуть направо , тяжело больной , яйца всмятку , мучительно долго .

По значению различают несколько разрядов наречий: 1) наречия места: справа , внизу , наверх , отовсюду ;

2) наречия времени: всегда , никогда , вчера , сейчас ;

3) наречия образа действия: сильно , весело , вслепую , досуха ;

4) наречия степени действия: очень (устал ), наполовину (седой ), совершенно (здоров ), чуть -чуть (сдвинуть );

5) наречия причины: сгоряча , сдуру ; 6) наречия цели: назло , нарочно , намеренно .

Особую группу составляют т.н. предикативные наречия; они обозначают состояние человека или природы, возможность/невозможность или необходимость действия и исполняют роль сказуемого в безличных предложениях: Было уже светло ; Жаль было расставаться ; Можно войти ? Пора вставать и т. п.

Подобно словам других частей речи, наречия различаются по стилистической окраске и условиям употребления. Многие из них стилистически нейтральны и могут использоваться без каких-либо ограничений; таковы, например, местоименные наречия где , куда , туда , откуда , здесь , там , как , так , когда , тогда , значительная часть наречий места, времени, образа действия и др. : наверху , давно , издали , утром . неожиданно , хорошо , совсем и т.п.

Некоторые наречия имеют книжную окраску и употребляются преимущественно в книжно-письменной речи: весьма , исключительно (ср. стилистически нейтральное очень ), незамедлительно (ср. быстро ), тщетно (ср. напрасно , разговорное зря ), поистине , непременно , чрезмерно и под. Другие, напротив, обладают сниженной стилистической окраской и характерны главным образом для разговорной речи: сперва , зверски , впотьмах , сдуру , сослепу и под.

Предлоги

– это служебные слова, которые, сочетаясь с существительными или местоимениями, обозначают различные отношения между предметами или отношение предметов к действиям, состояниям, признакам: за шкафом , передо мной , из лесу , через минуту , для облегчения , во сне , от усталости .

Бóльшая часть предлогов закреплена за определенными падежами: без , для , до , из , от , у употребляются с родительным падежом, к – с дательным, про , через , сквозь – с винительным, над , перед – с творительным, при – с предложным. Некоторые предлоги могут употребляться с разными падежами существительных: в , на , о – с винительным и с предложным (пошли в лес – были в лесу , сдвинуть на край – сидеть на краю , удариться о камень – говорить о камне ), за , под – с винительным и с творительным (закатиться за (под) шкаф лежать за (под) шкафом) , по – с дательным, винительным и предложным (провести по горлу – дел по горло – встретиться по окончании сеанса ), с – с родительным, винительным и творительным (слезть с печи – высотой с печь – дом с печью ).

Из особенностей употребления предлогов в речи необходимо отметить характер их сочетания с личными местоимениями 3-го лица. Так наз. первообразные предлоги – к ним относятся все однофонемные и односложные: в , к , о , с , без , до , за , из , от , над , по , под , при и др. , а также предлоги из -за , из -под , между , перед , через , присоединяясь к местоимению, «вызывают» вставку н - в его начале; ср. : ему – к нему , ей – с ней , ими – между ними , их – из -за них . Непервообразные предлоги (исторически они появились в языке значительно позднее первых, из слов других частей речи) такого эффекта не вызывают: благодаря ему (не: *благодаря нему ), навстречу ей (не: *навстречу ней ) и т.п.

Союзы

– это служебные слова, которые связывают предложения и члены предложения: Мальчик читает , а девочка пишет ; Мальчик читает и пишет .

Союзы делятся на два разряда:

1) сочинительные, которые связывают однородные члены предложения и подразделяются на соединительные (и , да – в функции и , – ни… – ни… ), противительные , но , да – в функции но , – зато , однако ), разделительные (или , либо , то… – то… , то ли… – то ли… , не то… – не то… );

2) подчинительные, которые связывают придаточное предложение с главным: чтобы , потому что , как , так как , если , хотя и др.

Частицы

– это служебные слова, с помощью которых говорящий придает высказываниям различные модальные оттенки – например, удивления (Неужели ты не мог это сделать ?), восхищения (Что за уха !), сомнения (Едва ли это верно ) и т. п.

По значению частицы делятся на следующие разряды:

1) усилительные: даже , же , то , и , ни , ведь , уж ;

2) ограничительные: только , лишь ;

3) указательные: вон , вот ;

4) вопросительные: разве , неужели , ли ;

5) восклицательные: что за , как

6) отрицательные: не и содержащие не : вовсе не , далеко не , отнюдь не и некоторые другие.

Некоторые частицы являются словообразующими: -то , -либо , -нибудь , кое - (они служат для образования неопределенных местоимений) и формообразующими: бы , пусть , пускай , -ка (они служат для образования форм сослагательного и повелительного наклонений глагола: сказал бы , пусть (пускай )он скажет , скажи -ка ).

К частицам близки слова, показывающие отношение содержания речи к действительности и оценку, которую говорящий дает сообщаемым фактам: конечно , безусловно , кажется , вероятно , говорят , значит , якобы и т.п. В предложении они являются вводными словами и выделяются интонационно (в устной речи) и запятыми (на письме): Кажется , я опаздываю ; Говорят , он заболел ; Ты , значит , и не собираешься уезжать ?

Междометия

это слова, которые выражают чувства и побуждения говорящего, но не называют их: Ах , как я рад тебя видеть ! Ох , попадет тебе от отца ! Батюшки , да ты ли это ?

Междометия можно подразделить на

1) выражающие чувства – удивление, досаду, одобрение, угрозу и т. п. : а ! ах ! ба ! ура ! э -эх ! ох ! увы ! о !

2) выражающие различные побуждения: ну , ну -ка , вон ! прочь !

3) выражающие реакцию на слова собеседника: ой ли ?ну да ?(недоверие), вот еще ! (несогласие или возмущение) и нек. др. К междометиям примыкают звукоподражательные слова: бац ! хлоп ! мяу ! кукареку !

Сфера употребления междометий и звукоподражательных слов – преимущественно разговорная речь и язык художественной литературы.

Морфемные средства русского языка.

Они состоят из двух классов: словообразовательные средства и средства словоизменительные. Словообразовательные средства – это корневые и служебные морфемы. Корневая морфема – это общая часть родственных слов, выражающая определенное лексическое значение. Служебные, или аффиксальные, морфемы служат для образования слов (суффиксы, префиксы), а словоизменительные служебные морфемы – для изменения слов по грамматическим категориям – падежам, числам, родам, лицам, временам и т.п. (окончания).

Синтаксические средства (словосочетания и предложения).

Это языковые единицы, более протяженные, чем слово: словосочетания и предложения.

Словосочетание , простейшая непредикативная (в отличие от предложения) единица речи, которая образуется по синтаксической модели на основе подчинительной грамматической связи – согласования, управления, примыкания двух или более знаменательных слов (БСЭ).

Предложение , единица грамматики, обычно соответствующая законченному высказыванию и способная выступать в качестве отдельного сообщения (текста минимальной длины). Предложение состоит из слов, выступающих в морфологических формах и в линейном порядке, которые предусмотрены грамматикой языка. Структура предложения – предмет синтаксиса.

Грамматические значения выражаются определенными языковыми средствами. Например: значение 1-го лица единственного числа в глаголе пишу выражается при помощи окончания -у, а общее значение творительного падежа в слове лесом выражается при помощи окончания -ом. Вот это выражение грамматических значений внешними языковыми средствами называется грамматической формой.

Следовательно, формы слова - это разновидности одного и того же слова, отличающиеся друг от друга грамматическими значениями. Вне грамматической формы не существует ни одного ГЗ.

Прежде чем говорить о способах выражения грамматических значений в русском языке, нужно рассказать о средствах выражения грамматических значений.

Грамматические значения выражаются при помощи различных средств (грамматических показателей):

1) окончаний; 2) формообразующих суффиксов и префиксов; 3) ударения; 4) чередования звуков; 5)предлогов; 6)интонации; 7)вспомогательных слов.

С помощью окончаниявыражаются значения рода, числа и падежа существительных:дерево -у,-ом, -е; дерев-о; стол-; доск-а; пашня - пашни; глаз - глаза; прилагательных: зеленое дерево, зеленому дереву, зеленым деревом; красивый, -ая, -ое, -ые; причастий:летящая птица, летящую птицу, летящей птицей, летящими птицами; местоимений:наша страна, нашу страну; значение падежа числительных: два, двух, двум, двумя.

Значение лица, числа и рода у глагола: люблю, любишь, любят, любил, любила, любили бы.

С помощью словообразующих и формообразующих аффиксов образуются форма прошедшего времени глагола: рисова -л; форма несовершенного вида глаголов:срисовать - срис-овы-ватъ, узнать - узн-ава-тъ; совершенного вида глаголов: строить - по-строить, читать - про-читать; формы сравнительнойи превосходной степени прилагательных: красный - красн-ее, важный - важн-ейш-ий. Формы залога: учить - учитъ-ся, стричь - стричь-ся. Формы превосходной степени прилагательных - наи-важнейший.

С помощью ударения образуются формы видов: насыпать - насыпать, разрезать - разрезать; различаются имена существительные именительного падежа множественного числа и существительные родительного падежа единств. числа: (нет) марки и (что?) марки (мн. ч.); (нет) лошади и (мн. ч.) лошади.

Грамматические значения различаются также с помощью чередования звуков. Они различают вид глагола: оснастить - оснащать, охладить - охлаждать.

Предлогииспользуются для выражения грамматического значения падежа у существительных, числительных и местоимений: у стола, над столом, о столе, через стол.

Интонация помогает отличить повелительное наклонение глагола (императив) от инфинитива: Встать! Молчать!


Вспомогательные слова образуют формы повелительного наклонения: Пусть всегда будет солнце! Формы будущего сложного - буду искать; сослагательное наклонение - взглянул бы.

Формообразующие аффиксы могут быть выразителями сразу нескольких грамматических значений, например: в глаголе идут окончание -ут выражает и лицо, и число, и наклонение.

Следует особо заметить, что формальные грамматические средства бывают двух типов: парадигматические и синтагматические. Морфологическая (словоизменительная) парадигма слова - это совокупность всех грамматических разновидностей (словоформ) данного слова. Способность слова образовывать парадигму называется словоизменением. У некоторых слов словоизменение отсутствует: они всегда выступают в одном и том же виде (таковы, например, служебные слова у, но, лишь). У подобных слов нулевая парадигма. Но у большинства слов русского языка парадигма не нулевая. Так, морфологическая словоизменительная парадигма слова школа образуется словоформами: школа, школы, школе, шко­лу, школой, (о) школе; школы, школ, школам, школами, (о) школах.

Флективные аффиксы всех указанных выше типов и вспомогательные слова относятся к парадигматическим средствам выражения грамматического значения слова (поскольку они участвуют в образовании словоизменительной парадигмы слова). Кроме основных парадигматических средств, в некоторых словах имеются и дополнительные, нередко сопутствующие основным средствам выражения грамматического значения:

1) чередования (или альтернации) фонем в основе (бегу-бежать; сон - сна («беглая» гласная);

2) наращение, усечение или чередование основообразовательных суффиксов в основе [брат - братья (брат-]-а);крестьянин - крестьяне; давать - даю; танцевать - танцую (танц-у]-у)];

3) супплетивизм - чередование корней (иду-шёл; человек - люди);

4) изменение места ударения (дерево-деревья; была-были).

Грамматические значения слов выражаются не только парадигматически, но и синтагматически, т.е. в словосочетании. Например, в словосочетаниях новая книга, новые книги значение числа выражено не только окончаниями существительного, но также и окончаниями согласующегося с ним прилагательного. Здесь парадигматические и синтагматические средства выражения грамматических значений дополняют одно другое. А в тех случаях, когда парадигматические средства выражения грамматического значения отсутствуют, единственным формальным средством обнаружения данного значения становится грамматическая синтагматика (сочетаемость) слова. Например, если существительное не имеет внешне различающихся окончаний, т. е. является «несклоняемым» (типа пальто, ТЭЦ), грамматическое значение числа может быть выражено лишь «за пределами» самого существительного, в согласующихся формах прилагательного (новое/новые пальто; мощная/мощные ТЭЦ). Эти примеры показывают, что морфология как грамматическое учение о слове, реально функционирующем в речи, должна учитывать все средства выражения грамматических значений слова, как парадигматические, так и синтагматические.