Галера венеции - королева средиземноморья. Что такое галера Скорость гребной галеры

Историческая наука до сих пор так и не дала точный ответ на вопрос «где и когда появились первые галеры?». Очевидно одно – они бороздили по морям Средиземноморья еще до того, как древние ученые стали интересоваться прошлым и кропотливо описывать его события в своих фолиантах. Галеры – это корабли боевого назначения, использующие для передвижения по воде, преимущественно вёслами.

Археологические исследования древнейшей египетской цивилизации, всё существование которой было неразлучно связано с ее главной водной артерией Нилом, позволили сделать главный вывод – галеры, как средство передвижения по воде, были одними из первыми боевыми кораблями в истории человечества. Несмотря на то, что еще 2,4 тыс. лет назад египетские судостроители возводили корабли без киля, подобные суда могли ходить под парусом, причем не только по ветру, но и курсом галфвинд. И все-таки главным «двигателем» этих суден являлись весла.

Похожие по конструкции галеры широко использовали и финикийцы, известные как великие мореплаватели. Именно им приписывают такие нововведения, как таран и «система двойного весельного ряда». Ученые обнаружили одно из таких суден недалеко от Улубруна – небольшого города в Турции. Оно представляет собой корабль длиной 15 метров. Существует даже киль – обшитый, выступающий вперед. Его возраст приблизительно 3350 лет

Галеры широко использовались и в период развития Эгейской и Греческой цивилизаций. До наших дней сохранились рисунки, где изображены галеры на парусно-гребной «тяге», с огромным количеством гребцов, а также лучников, располагающихся на специальных платформах. Форма корпуса этих кораблей похожа на апельсиновую корку. Некоторые ученые сравнивают ее с полумесяцем.

Особенности конструкции и совершенствование технологий: от античности до позднего средневековья

Античный период

Отличительные признаки галер – их особенности, достоинства и недостатки – во многом зависят от времени и стран, использующих эти конструкции боевых судов. Так, например, за классический образец подобного корабля античного периода можно принять греческую триеру. Его очень любят изучать историки. Название происходит от 3-х рядов весел. Порядок их расположения – одно над другим. До этой модели широко использовались униремы и биремы – один и два ряда весел соответственно.

греческая унирема с парусом

Греческие триеры сыграли основную роль в греко-персидских войнах. Они позволили Афинам установить полный контроль над Средиземноморьем. Правда, эти же самые суда помогли ее врагам впоследствии свергнуть морскую экспансию древних греков.

В чем же особенность галер, способных решать подобные глобальные задачи? Главным свойством таких кораблей является их исключительная легкость. Действительно, водоизмещение этих галер составляло около 40 тонн. Это при длине по ватерлинии 30 метров. Ученые считают, что если строить такой корабль сегодня, по так называемой традиционной технологии, то показатель водоизмещения увеличится на 30 тонн и составит приблизительно 70 тонн.

Таким образом, подобные суда могли развивать на коротких дистанциях «спринтерскую» скорость, что очень эффективно в боевых условиях. На них не было ничего лишнего (тяжелое оружие также еще не изобрели) – всё по «спартански». Но для открытого морского пространства и для дальних походов они не годились и при любом незначительном изменении погоды старались уходить в гавань.

В чем же причина? Как же греческие судостроители смогли так снизить вес своих боевых судов? Все дело, оказывается, в технологической последовательности создания галер. В средние века и более поздние времена строительство кораблей осуществлялось следующим образом: изначально поперечные шпангоуты и вертикальные штевни прикреплялись к прямому килю и только потом мастера приступали к обшивке из тонких деревянных досок. В древности применялась иная технология. Все, наоборот, начиналось с обшивки. Ее наращивали снизу и соответственно от киля к бортам. Она получалась усиленной, значительно укрепляя прочность корпуса. Причем в запечатывании швов не было никакой необходимости. Главное – это точная подгонка обшивочных досок. При этом, некоторые доски крепились друг к другу шипами, которые входили в отверстия.

В дальнейшем корпус подвергался герметизации – как изнутри, так и снаружи. Для этого применялись воск или смола. Зачастую подводную часть корабля обшивали свинцовыми листами. При строительстве крупных боевых суден древние кораблестроители использовали до 7 килей. На самом деле они представляли собой бархоуты. На галерах могли существовать и поперечные усилители. Как правило, они были накладными.

Что касается палубы, то их на античных галерах как таковых не было – только площадка на корме и на носовой части, соединенные между собой проходом, располагающимся посередине корпуса. Правда, у греков существовали еще «катафракты» – модернизированные галеры. Это тяжелые корабли, оснащенные навесной палубой, размещенной над банками гребцов. Она предназначалась для защиты людей при непогоде и защищала их от снарядов противника.

В античные времена длина галер не превышала 70 метров, в противном случае они могли бы сломаться на гребне волны. Как правило, боевые модели подобных судов имели длину около 45 метров, ширину – в пределах 6 метров и осадку, не превышающую 1,8 метров.

У грузовых торговых судов данные характеристики были существенно выше. В одном из древнейших письменных источников (Лукиан) описывается судно перевозящее зерно со следующими характеристиками:

  • Длина – 60 метров.
  • Ширина – 15 метров.
  • Грузоподъемность – 500 тонн.
  • Водоизмещение – не менее 1000 тонн.

Дромон – как образец средневековых галер

Конструкции средневековых галер достаточно подробно изучены учеными на примере византийских дромонов (V-X век) – быстроходных судов, перемещавшихся с помощью парусов и гребных весел. Чуть больше десяти лет назад во время возведения туннеля в одной их гаваней Стамбула было обнаружено «кладбище погибших кораблей» в количестве 36 единиц. Среди них выделялись и отлично сохранившиеся для своего «преклонного» возраста 6 галер. Все они построены по единой технологии, что дало основание археологам предположить о наличии в тот период развитого судостроения.

Средневековый дромон – улучшенная версия его античного аналога. Длина – около 30 метров. При строительстве кораблей использовался восточный платан и черная сосна. Качество древесины, применяемое для боевых галер несравненно выше, чем на торговых судах. Это подтверждается анализом найденных останков судов.

Технология производства дромонов по всей видимости также предполагала начало строительства с обшивки корпуса тонкими досками. Они соединялись между собой редко расположенными шипами. При этом, в отличие от античных образцов, на средневековых обнаружены следы заделки швов, портики для прорези весел со остатками кожи (она препятствовала попаданию воды), современного для того времени корпусного набора, который жестко был зафиксирован друг с другом качественными элементами. Эргономика византийского дромона значительно превышала по своим характеристикам останки античных образцов. Данный вид галеры имеет 2 ряда весел. Гребцы нижнего ряда располагались внутри корабля, второй ряд – на самом верху корпуса. Для них там были специальные скамьи. При необходимости, особенно при абордаже, гребцы верхней палубы использовались как боевая сила.

В носовой части корабля и на корме были сконструированы платформы (ксилокастроны). Как правило, они имели свои формы и стилизации. Их предназначение – место дислокации десанта и стрелков.

Позднее средневековье

Позднее средневековье –XV-XVI век- представлен еще более совершенными по свои скоростным, конструкционным и функциональным качествам галерами. Интересен факт, что именно тогда начался переход от вольнонаемного набора гребцов к так называемым «галерным рабам». В античные времена, например Древней Греции, гребцы считались полноценными воинами со всеми вытекающими из этого для них почестями.

Что же представляла собой галера в этот период времени? Корабли стали длиннее – в среднем 60 метров. Ширина – в пределах 7-8 метров. Количество весел – 16-32 на каждый борт, на котором вместе с воинами могло располагаться до 450 человек.

Порядок размещения весел имел свои разновидности. Так, например, до XV века широко использовалась система терцаруло. Она предполагает наличие на каждой банке (скамье) трех гребцов, причем у каждого свое весло. В дальнейшем применялся другой подход. Он называется скалоччио и предусматривает уже одно общее весло при количестве гребцов от 3 до 6.

Вооружение галер и тактика ведения боя

Боевые корабли древних цивилизаций, таких как греческая и римская, использовали в качестве основного оружия подводный таран. Для этого применялась одна из конструктивных деталей судна – форштевнь. По сути, это продолжение киля в носовой отеле галеры. Причем часть этого элемента оснащена незаменимой для перемещения по воде накладкой, изготовленной из металла, имеющей название «грен» (водорез).

Как правило, таран отливался из бронзы. Он усиливался поясом обшивки. Именно поэтому при ударе с кораблем противника противоположная энергия не приносила сильного вреда судну – она гасилась. Корабли в античные времена имели небольшой вес, а обшивка изготавливалась из тонких досок. Таран легко проламывал корпус вражеского судна и тем самым наносил ощутимый ущерб противнику.

В ближнем морском бою противоборствующие стороны надеялись исключительно на весла, которые определяли тактику перемещения судна. Их лишение в сражении обрекало корабль на неминуемую смерть. Греки, например, использовали следующий тактический прием. Судно на максимальной скорости направлялось к носу корабля противника и проходило по скользящей вдоль корпуса: ломая весла, калеча гребцов и разрывая обшивку. После этого оно становилось легкой добычей. На галерах также присутствовали пращники и стрелки. Они являлись дополнительной боевой единицей в морских сражениях древних народов.

В дальнейшем термин «таран» имел более расширенное значение. Под ним стали понимать не только усиленную часть корабля, но и способы использования этого вида вооружения – боевой тактики. Она включала в себя набор мер, способствующих эффективности ведения морского сражения: удержание соответствующего интервала между кораблями, размещение суден (как правило, более сильные – впереди, слабые – сзади), выбранной скорости, способной отвести от абордажа противника или осуществить разворот, и, конечно, численности боевых галер. Немаловажное значение, при этом, имело мастерство капитана и слаженность гребцов. Зачастую, в античных сражениях на воде применялись брандеры. Так называли суда- поджигатели, используемые в качестве тарана.

Чтобы противоборствовать таранам и более эффективно осуществлять наступательные действия древние корабли начали оснащать метательными орудиями основанными на:

  • Уникальных свойствах металла, способного к упругости и деформации (тенсионные орудия);
  • Энергии скрученных волокон (катапульты);
  • Энергии противовеса (праща с удлиненным рычагом);
  • Силе и мощи так называемых «гастрофетов» – станковых луков.

В качестве снарядов использовались: стрелы, камни и сосуды с зажигательными смесями («греческий огонь»). Галеры, оснащенные последним видом орудия в Древней Греции, имели название «пирофоры».

галера 18 века с пушками

Конец эпохи галер

В средние века галеры начали комплектоваться пушками (как легкими, так и тяжелыми). Но, именно развитие артиллерии, как, впрочем, и судостроения в целом, привело к закату галер как боевых плавсредств. Начиная с XVI века на арену морских сражений вышли одно-двухмачтовые судна, такие как нефы и когги. А галеры перешли в ранг вспомогательного флота. Тем не менее, данный вид судов использовался флотами различных стран вплоть до появления пароходства. Их некоторое время применяли в боевых сражениях для высадки десанта и охраны береговой линии. В дальнейшем галеры буксировали «тяжелые» парусники в штиль, выступали в роли разведчиков и посыльных кораблей.

25.08.2014 0 24669


Жизнь гребцов на галерах стала синонимом каторжной жизни. Но никто всерьез не задумывается: а были ли гребцы на галерах подневольными? Или мифы о галерных рабах были лишь военной дезинформацией? Еще Гомер описывал суда, имевшие 20, 50, 118 весел. Вероятно, имеются в виду биремы, гребцы на которых располагались в два ряда.

В египетских папирусах есть упоминание о том, что при правителях Птолемее II (285-246 годы до нашей эры) и Птолемее IV (222-203 годы до нашей эры) строились суда с 4 тысячами гребцов, то есть с населением среднего античного города. Реальность существования таких военных судов с рабами-гребцами очень невелика.

Самый распространенный тип военных судов в греческую и римскую эпохи - это триремы, или, как их называли греки, триеры, с тремя рядами гребцов. Обычно экипаж на триере состоял из 150-170 гребцов, 18-50 солдат и около 12-16 матросов. Нетрудно подсчитать, сколько воинов может уместиться на судне с 4 тысячами гребцов, если таковые действительно существовали.

Рабы-гребцы могли запросто подавить солдат и матросов судна. Особенно такая возможность предоставлялась при штурме неприятельского берега. Ведь тогда получается, что древние египтяне, греки и римляне, оставляя корабли на рабов, лишали себя путей к отступлению и в любой момент могли получить удар с тыла.

Можно, конечно, списать все это на фанатизм, жестокость и безжалостность к своим подчиненным полководцев древности. Хотя, скорее всего, гребцы на галерах вовсе не были бессловесными рабами, а отлично подготовленными десантниками.

Морпехи древности

Судоходство в античную эпоху осуществлялось главным образом двумя видами судов: военными, у которых были удлиненные пропорции, съемная мачта и весла как основное средство передвижения, и торговыми - более короткими и широкими, движущимися при помощи парусов.

На галерах перевозился своеобразный античный спецназ, который первым высаживался на чужой территории, а уже за ним на торговых судах подвозились остальные войска. Наступающим выгодно было, чтобы неприятель считал гребцов рабами и измерял количество войск только «штатными» воинами, а значит, и выставлял при отражении удара соответственное количество своих, находясь в обороне.

Неожиданное появление сильных, атлетически сложенных, в силу своего основного занятия, да еще обученных правилам рукопашного боя гребцов приводило противников к панике, а часто - и к беспорядочному отступлению.

Описание атаки гребцов в военной экспедиции финикийцев на остров Сицилия можно встретить в трудах греческого историка Диодора Сицилийского (примерно 90-30 годы до нашей эры): «...вышли гребцы из моря, и берег залился кровью поверженных, воинов, оборонявших свою землю...»

Есть также упоминания о том, что Юлий Цезарь напал на 4 галерах, имевших примерно 500 воинов на борту, на пиратов острова Фармакуссы и разгромил их. Если бы гребцы на галерах Цезаря были рабами, то неужели отъявленные головорезы, которым терять было нечего, не справились бы с горсткой римских воинов с 4 галер?

В более поздний период появилось немало описаний страданий гребцов на галерах, в частности, пленных запорожских казаков, которых турки заковывали в кандалы, били нагайками, почти не кормили и не давали воды.

Можно ли до конца верить всем этим ужасам?

Невозможно представить, чтобы экипаж современного военного судна только и делал, что повреждал двигатель собственного корабля. А ведь гребцы и были своеобразным двигателем на галере, а галера, напомним, была военным судном. Использовать ее в торговом флоте было просто нерентабельно - слишком много места занимали гребцы, и товар, перевозимый на галерах, был бы поистине золотым.

Если гребцам не давать вдоволь воды, плохо кормить и держать в кандалах, от которых образуются раны, порой смертельные вследствие заражения крови, это значит лишать свой корабль дополнительной мощности.

В период военных походов это непозволительная роскошь, так как найти замену выбывшему гребцу не так-то просто - ведь гребля требует опыта и умения. А опасность бунта рабов-гребцов могла поставить на карту успех даже хорошо спланированной военной операции.

Они объедали господ!

Однако опыт морской победы Цезаря римляне потом забыли. Чаще всего на римских военных галерах гребцами были рабы. Тяжелые медленные корабли имели несколько матросов и подразделение «морской пехоты».

Интересно, что бесправных гребцов кормили лучше, чем экипаж из свободных римлян. Физические нагрузки на веслах были неимоверные, и рабам требовалось высококалорийное питание. При максимальной скорости могучие гребцы нередко умирали от перенапряжения.

Впрочем, догнать быстроходные пиратские корабли все равно удавалось нечасто. У них и вес был поменьше, и весел побольше, а главное - гребцы тоже входили в команду. Поэтому при абордажной схватке команда пиратов всегда имела численный перевес.

Поэтому целые столетия пиратские республики Средиземноморья терроризировали купеческие суда. Пока вместо гребцов не стали использовать воинов.

Марк РАППОРТ

Хотя галеры и использовались как торговые суда, но все же главное их предназначение - это боевой корабль. Галера обладала отличными ходовыми качествами на весельном ходу. Скорость галер могла достигать 9 узлов. На верхней палубе располагались скамьи, на которых размещались гребцы. Им необходимо было одновременно хвататься за весло, так как запаздывающий мог получить веслом от сидящего сзади. Поэтому нередко на галерах находились барабанщики, которые задавали ритм.


Ареал распространения галер - Средиземноморье, где зачастую в летнее время была безветренная погода, что затрудняло использование парусных судов.


Впервые галеры появились в V-VI веке в Венеции и были распространены вплоть до середины XIX века.


Виды галер



Галеры видоизменялись на всем протяжении своего использования, но основных видов было два:


  • Зензильные галеры и это прежде всего боевые корабли. Они имели узкий корпус, который обеспечивал большую скорость и отличную маневренность.

  • Галера-бастарда имела широкий корпус с округлой кармой. Это обеспечивало хоть и меньшую скорость, но большую вместительность. Эти галеры использовались в основном купцами для торговли.

Галеры можно также классифицировать по числу скамеек (или как их еще называли - ) для гребцов. Галеры с 18-22 банками назывались фуста. С 14-20 банками - галеота. Галеры с 8 банками назывались бригантины.


Вооружение галер и способы ведения боя




Основной боя у галер являлся таран противника и его абордаж. Артиллерийское вооружение галер было слабым. Тяжелое орудие располагалось на носу галеры и было окружено двумя или четырьмя орудиями меньшего размера. После тарана корабля неприятеля команда галеры переходила в абордаж. На вооружении команды находились как и арбалеты, так и огнестрельное оружие.


В огнестрельной перестрелке в результате того, что гребцы располагались на верхней палубе, они гибли в первую очередь. Гребцами в основном были рабы, но зачастую в качестве гребцов выступали и сами воины.


Русские галеры




Первая русская галера была сконструирована на Астраханской верфи в 1670 году. В 1696 году на Преображенской верфи собрали 32-весельную двухмачтовую галеру («Адмирал Лефорт»). Детали для этой галеры были привезены из Голландии. По чертежам этой галеры на Воронежской верфи было построено еще 23 галеры. На Олонецкой верфи в присутствии Петра I 29 июня 1703 года была заложена первая галера для Балтийского флота. Всего за период правления Петра I построили 260 галер. Их строительство прекратилось в XVIII веке.

Монера. Одноярусные Корабли. Помимо усовершенствования морских судов финикийцы оставили еще одно примечательное наследие - слово "галера", которое вошло, вероятно, во все европейские языки. Название “галера” происходит от итальянского “галеос” - “меч-рыба”.

Галера. Сражение. 11 в.

В 11 веке на верфях крепнущих торговых республик северной Италии - Венеции и Генуи - началась постройка собственных дромонов по византийскому образцу. От греческого оригинала венецианский дромон 12 века отличался надстройкой на корме.

Галера сверху. 1670 г.

Кроме того, вместо подводного тарана венецианцы стали устанавливать на носу судна надводный таран - толстый, окованный латунью деревянный брус. Он-то и делал корабль похожим на меч-рыбу. Византийцы строили галеры, как конструктивное продолжение дромонов. Галера - гребно-парусное, двух - трехмачтовое военное судно длиной до 60 м с одним рядом весел (50 и более) и трех - четырехугольными парусами, вооруженное надводным тараном, а позднее пушками (до 20).

Экипаж галеры доходил до 250 человек. галера предназначалась для действия у берегов и в шхерах.

Галера большая 16-17 вв.


Гребной, чаще военный, корабль с одним рядом вёсел и двумя-тремя мачтами с треугольными и прямыми парусами, которые использовались в качестве дополнительного двигателя. Галеры впервые появились в Венеции в VII веке и в дальнейшем входили в состав военных флотов европейских стран до середины XIX века.

Предшественниками галер были униремы и биремы. Длина галеры составляла до 60 метров, ширина - 7,5 метров, осадка до 2 метров. На корабле были от 16 до 32 вёсел на борт, длиной до 15 метров каждое. Экипаж, включая воинов, составлял до 450 человек. Имелось две основные системы размещения гребцов: терцаруло (по три гребца с веслом на банке) и скалоччио (на каждой банке 3-6 гребцов с общим веслом).

Галера большая XVI-XVII вв.


В XV-XVI вв. состоялся переход от вольнонаёмных гребцов к галерным рабам, и тогда же галеры стали нести пушки. Вёсла лежали на специальной, располагавшейся над бортом балке - постице, опиравшейся на поперечные балки именуемые бакалярами. Поверх же вёсел и постицы шёл фальшборт с отверстиями для вёсел именуемый i mpavesata, и изначально действительно состоявший импавез (тип большого щита популярный у арбалетчиков). Вдоль галеры, чуть выше банок гребцов, заходя на нос, шёл специальный проход именуемый куршея, предназначенный для командира гребцов - комита и его помощников (у классических галер Эпохи Возрождения - надсмотрщиков. Нос галеры переходил, в похожий на бушприт, надводный таран (в отличие от античных судов подводный таран - отсутствовал).

И на носу же находился передний конец куршеи, над которой находилась боевая платформа, для размещения солдат. Края этой платформы, у бортов были существенно выше, чем по направлению к носу и корме. На корме же, как правило, находились роскошные каюты, в венецианском варианте представлявшие собой помпезно-украшенную беседку с пышным балдахином из дорогих тканей.

Парусное вооружение, как правило, состояло из двух мачт с латинскими парусами, но имелись галеры и с иным парусным вооружением и числом мачт. Так, например, бригантина несла на фок-мачте прямые паруса, а саета - имела три мачты, из которых фок-мачта опять же несла прямые паруса.

Галеры в битве при Лепанто. Худ. Андреа Мичиэли.


Основным способом ведения боя у галеры был таран с последующим абордажем, а метательные машины играли лишь вспомогательную роль. И даже появление корабельных пушек (в отличие от парусников) не привело к принципиальным изменениям подобной тактики - просто в силу слабости артиллерийского вооружения галер. Изменилось лишь вооружение абордажной команды, перешедшей с арбалетов на огнестрельное оружие, а также статус гребцов, которые в ходе артиллерийской перестрелки так быстро шли в расход, что их совершенно перестали беречь, заменив наёмников (способных участвовать при случае и в абордаже) рабами и каторжниками.

Галеры. Морское сражение галер Фердинанда I с галерами мусульман в1537 году.

В бою галера, обычно, передвигалась только на вёслах со скоростью до 7 узлов. Именно высокая маневренность в безветренную погоду являлась главным достоинством галеры. Недостатком же галеры с распространением артиллерии стало то, что палуба на которой у парусников размещали крупные тяжёлые орудия, у галер была занята гребцами. Более того, тяжёлое орудие на галере часто было одно, и размещалось оно на носу, точнее на куршее, и будучи окружённым двумя-четырьмя орудиями меньшего калибра. В результате чего галера, на протяжении Средних веков являвшаяся одним из наиболее грозных типов военных судов, фактически стала одним из слабейших по огневой мощи.

По типу корпуса галеры делились на: зензели (классические военные узкие быстроходные галеры с хорошей манёвренностью) и бастарды (грузовые широкие с круглой кормой, что обеспечивало большую вместительность за счёт меньших скорости и манёвренности). По числу банок гребцов из галер в эпоху их расцвета отдельно выделяли: фуста (галера с 18-22 банками гребцов); галиота (галера с 14-20 банками гребцов); бригантина (галера с 8-12 банками гребцов).

В России галеры появились при Петре I, имели до 50 вёсел и до 20 пушек. Число галер в отдельные годы достигало более 200 единиц.

Пётр I успешно применял галеры в боевых действиях против Швеции в Северной войне в шхерных районах Финского и Ботнического залива. В 16 веке, по мере совершенствования артиллерийского вооружения и парусной оснастки кораблей, галеры стали уступать место на море парусникам. В 1571 году при Лепанто состоялось последнее из крупных сражений эпохи гребного флота.

Гребные корабли широко использовались Россией и Швецией в период Северной войны. Все-таки галера могла многое из того, на что парусники не были способны в принципе. Гребные корабли имели возможность давать задний ход, разворачиваться на месте и двигаться в полное безветрие. В шхерах, устьях рек и на финских озерах они были незаменимы.

Венеция один из самых любимых туристами городов мира. Ежегодно его посещают 15 миллионов человек, что делает одним из самых многолюдных мест на планете. 700 лет назад этот островок был сверхдержавой Европы благодаря новому типу корабля - галера .

Галеру называли королевой Средиземноморья . Это было самое быстрое и самое совершенное с технической точки зрения судно. На галере венецианцы побеждали пиратов и конкурентов, на нем привозили домой самые сокровенные сокровища востока и построили самую величайшую торговую империю, что были известны до них.

идея постройки торговой галеры

Морская история Венеции началась 2000 лет назад, когда в лагуне поселились первые венецианцы и начали строить суда для передвижения между болотистыми островами. К средним векам они превратили острова в оживленный порт известный судостроением. К эпохе возрождения это был самый богатый город в Европе. Благосостояние и могущество Венеции основывались на торговле. Город контролировал привозимые товары с Дальнего Востока: пряности и шелковую нить. Перец и мускатный орех ценились на вес золота в основном за то, что делали съедобной испорченную пищу и считались лекарствами от всех болезней. Но еще более ценной была шелковая нить, за которую европейские аристократы готовы были заплатить астрономические суммы.

галера

Расположенная на полпути между Азией и Европой Венеция была идеальным местом для того, чтобы установить монополию на необычайно ценные товары. Но венецианские купцы столкнули с огромной опасностью для своих доходов. Этой опасностью были пираты. наводили страх - это очень волновало моряков. Вскоре венецианцы поняли, что им нужно сделать две вещи: выходить в море группами из нескольких судов и строить корабли достаточно быстрые, чтобы атаковать или скрываться от морских пиратов.

Самым надежным кораблем венецианского флота была боевая галера . Она приводилась в движение при помощи паруса и человеческих мышц. Гребцы были самым надежным движителем во время безветрия, и позволяло пройти около 80 миль за день. Это было на треть быстрее типичного парусного грузового судна. Еще одной особенностью было то, что команда гребцов была вооружена и обучена. На галере был небольшой трюм, в котором транспортировался груз.

Корабль, переделанный в защищенное боевое транспортное судно, мог стать решением проблемы с пиратами. Купцы обратились за помощью к правителю, который со своими вельможами имел личный интерес в городской торговле. Они решили построить контролируемый государством флот из галер для перевозки наиболее ценных венецианских товаров и тем самым защитить всех купцов от пиратов. Эти торговые галеры были практически недосягаемы для пиратов и стали своего рода бронированными фургонами средневековья.

галера Венеции особенности строительства и характеристики

Венецианская галера была наследницей греческих и финикийских боевых галер древности. Это длинное и узкое судно. Единственный корабль своего времени, который имел двойной движитель - паруса и весла, что позволяло галере господствовать в Средиземном море. Для увеличения скорости венецианцы сделали галеру еще длиннее, чтобы увеличить экипаж до 150 моряков способных грести и сражаться.

венецианская галера

галера Греции

Это был самый быстрый, самый вооруженный корабль веков идеальный для морских сражений и галера почти три столетия не имела равных Средиземноморья. Спустя 700 лет галеры сохранились только на картинах и рисунках. Судостроители галер давали клятву хранить секреты своих знаний, поэтому очень мало известно о строительстве таких кораблей. Галера была секретным оружием Венеции. Место, где строились корабли, было окружено стеной высотой до 10 метров. Канал патрулировался, а пойманного чужака ожидало тюремное заключение. В арсенале трудились более 3000 профессиональных мастеров, которых называли «арсенолотти». Венецианцы наладили серийное производство галер , используя бригады мастеровых и стандартизированные элементы. «Арсенолотти » могли построить галеру за 3 дня. Нигде в мире не могли с ними соперничать в скорости. Это был мощнейший комплекс в Европе.

Глубина трюма галеры составляла не более 3 метров. Этого вполне хватало для погружения в них небольших по объему товаров. Основным и ключевым элементом конструкции были изогнутые шпангоуты, которые определяли форму и скорость галеры. Корпус строился изнутри наружу. Сначала из шпангоутов собирали каркас, а затем обшивали досками. Эта революционная технология позволяла соорудить длинную и узкую и в то же время очень жесткую конструкцию, которая не изгибалась под воздействием волн. Корпус накрывался широкой палубой на 50 скамеек для 150 гребцов.

галера

Технические данные галеры Венеции:
Длина - 40 м;
Ширина - 5 м;
Движитель - парус;
Скорость - 6 узлов;
Грузоподъемность - 140 тонн;
Экипаж - 150 гребцов;

галера Венеции расширение торговли

Государство сдавало в аренду трюмы своих галер , а купцы ходили на них за товарами в Корфу, Константинополь, Бейрут и Африку.

Галеры Венеции совершали до 30 плаваний в год, проходя 1000 миль. Но движение было прибрежным, из-за большого количества людей на борту каждые 3 дня команда была вынуждена делать остановку для пополнения запасов воды и пищи.

галера

галера в городе

галера Венеции

Растущие благосостояние Венеции подстегнуло амбиции ее правителей. Они больше не хотели ограничиваться пределами Средиземного и Черного морей. Большими конвоями они начали выходить в Атлантический океан и устанавливать прямые торговые отношения с Англией и Бельгией. Высококачественные товары из Китая и Индии теперь могли доставлять прямо в Англию и другие страны. Благодаря этой торговле венецианцы стали не только обладателями богатств, но и заслужили репутацию людей, которых знал мир.

модель галеры Венеции

Расширение торговли венецианцев не могло навлечь беду. Условия жизни на борту галеры были идеальны для распространения болезней. Гребцы на палубе находились в ужасной тесноте. На каждого приходилось около 1 кв. метра. Каждый гребец ворочал пятидесятикилограммовым веслом и мог оставить его лишь при попутном ветре или когда капитан, меняя экипаж, давал отдохнуть несколько часов. Отдыхая, некоторые гребцы лежали прямо на палубе между скамьями остальные спали на скрещенных веслах выставленных над водой. Это был тяжелый труд для людей низких слоев. Галера была средой обитания для вшей, блох, червей и самых коварных крыс. Крысы не просто досаждали гребцам, они в 1348 году занесли в Венецию таинственную болезнь.