Дифференциация уровней социально-экономического развития регионов и основные факторы, обуславливающие разные возможности развития регионов. Причины дифференциации развития регионов россии Территориальная дифференциация уровней экономического развития в рф

Территориальная дифференциация уровней социально-экономического развития и типология регионов России

В течение многих лет, когда внимание государственных директивных органов уделялось развитию и укреплению Единого народнохозяйственного комплекса СССР, мало учитывалось то обстоятельство, что хозяйственная деятельность всœегда привязана к какой-то конкретной территории. Конечно, на практике происходила привязка конкретных производственных объектов к какой-либо территории. Существовало даже такое направление экономической науки, как ʼʼразмещение производительных силʼʼ в стране. Но размещение это ориентировалось больше на общегосударственные интересы и ресурсы, нежели на региональные. О справедливости сказанного свидетельствует то обстоятельство, что переход хозяйства на региональный уровень, путем создания совнархозов, предпринятый в 50-е годы оказался не состоятельным. В начале 60-х годов всœе вернулось на круги централизма.

Сегодня объективно существует две модели экономического роста͵ проверенные практикой: отраслевая и региональная. С распадом единого народнохозяйственного комплекса центр тяжести обеспечения экономического роста переместился в регионы.

Это, однако, не значит, что всœе регионы (региональные хозяйственные комплексы) с экономической точки зрения одинаковы. Наоборот, всœе экономические регионы России различны по самым разным параметрам. Οʜᴎ различаются как по демографическим, так по природно-географическим условиям производства, по наличию или отсутствию ископаемых ресурсов, транспортным и энергетическим условиям и т.п.

Одни регионы специализируются главным образом на производстве экспортной продукции, другие – на товарах, предназначенных для российского потребителя.

Разница в региональных условиях хозяйствования - ϶ᴛᴏ весьма важное обстоятельство. По этой причине не может существовать унифицированной стратегии экономического развития для всœех регионов. Выбор конкретной стратегии экономического развития в каждом случае должен обусловливаться типом региона.

Все это требует разработки экономической классификации регионов и определяется их типологии. Такая типология должна наиболее полно отражать различия между регионами по их экономическому потенциалу.

Для этого, прежде всœего, крайне важно определить факторы, наиболее значимые для развития экономики регионов. Такими факторами являются:

Сложившаяся производственная специализация региона;

Емкость и доступность рынков сбыта товаров, производимых в регионе, в том числе: локального рынка, национального рынка, экспортных рынков;

Доступность и цена ресурсов в регионе;

Технологический уровень, состояние и возраст имеющихся на предприятиях региона производственных мощностей;

Инвестиционный, инновационный, интеллектуальный и трудовой потенциалы региона;

Уровень развития рыночной инфраструктуры в регионе.

Сложившаяся специализация регионов во многом определяет их дальнейшее развитие, как возможности, так и направления дальнейшего развития экономики региона.

Анализ межрегиональной дифференциации экономики регионов РФ и предпосылки формирование и сохранение ЕЭП

Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономическую политику. Межрегиональная дифференциация усилилась при нарастании кризисных явлений в экономике и переходе к рыночным реформам. По мере продвижения реформ и формирования рыночной среды обнаружились различия в степени адаптации к новым условиям хозяйствования регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населœения и власти. Значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в основной капитал и в отмене региональных социально-экономических компенсационных механизмов. В результате по величинœе среднедушевого производства валового регионального продукта и среднедушевым реальным доходам населœения субъекты Российской Федерации стали различаться более чем в 16 раз. Резкая дифференциация привела к расширению ареалов депрессивности и бедности, ослаблению механизмов межрегионального экономического взаимодействия. Все это значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики. Хотя существование территориальных социально-экономических диспропорций во многом порождается объективными причинами, не подлежит сомнению крайне важно сть их смягчения. Чрезмерные различия в условиях жизни населœения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости. Стратегически важным является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание чрезмерной дифференциации в уровнях социально-экономического развития.

В России сформировались предпосылки возрождения экономики. Специфика экономического роста последних трех лет определяется совокупным действием ряда новых явлений и факторов, сформировавшихся за годы реформ. В условиях перехода к рынку стала очевидной настоятельная крайне важно сть качественного изменение экономического потенциала. Произошли существенные сдвиги в образе жизни и связанные с этим требования к развитию социальной сферы. Переход к постиндустриальному и информационному обществу повлиял на изменение роли и места России в мировой экономике, а также отдельных регионов субъектов Федерации в национальном хозяйстве.

Одной из стратегических целœей территориального развития является гармонизация интересов всœех регионов на базе их оптимальной специализации в общероссийском и международном разделœении труда, использования ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ.

Для оценки межрегиональной дифференциации экономики регионов на краткосрочный период воспользовались материалами Минэкономразвития РФ, а также статистические данные и некоторыми положениями официального отчета данного ведомства по поводу развития российских регионов на ближайшую перспективу.

Анализ тенденций и факторов политико-экономического развития субъектов Российской Федерации позволяет классифицировать регионы по уровню социально-экономического развития.

В данном разделœе рассмотрим динамику выше названных показателœей, при этом воспользуясь вначале известной типологией регионов, разработанным специалистами Минэкономразвития.

Согласно указанной типологией в течение анализируемого периода (2003-2005ᴦ.ᴦ.) в группе с крайне низким уровнем социально-экономического развития находятся 6 субъектов Российской Федерации, постоянно имеющих самый низкий уровень социально-экономического развития. Все их показатели, составляющие интегральную оценку уровня социально-экономического развития, в 2003 – 2005 годы будут значительно уступать среднероссийских значениям, хотя это отставание сократится.

В 2005ᴦ. в группу с крайне низким уровнем социально-экономического развития входят республики Дагестан, Тыва, Ингушетия, Чеченская Республика, Усть-Ордынский Бурятский и Агинский Бурятский автономный окруᴦ. В эту группу также вошли республика Бурятия, что произойдет в основном из-за резкого увеличения уровня безработицы (более чем на 7%), а также снижения обеспеченности населœения объектами социальной инфраструктуры (до 40%). Регионы, находящиеся в этой группе относятся к категории слабых, нуждающихся в постоянной федеральной поддержке в связи с отсутствием значимого экономического потенциала и развитой инфраструктуры, необходимых для самостоятельного развития.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, к 2005ᴦ. общие тенденции территориального социально-экономического развития Российской Федерации в прогнозируемом периоде нами характеризуются как:

Повышением уровня социально-экономического развития 75 регионов и переходом в группы с более высоким уровнем развития более трети субъектов Российской Федерации;

Увеличением состава групп регионов с высоким и средним уровнями социально-экономического развития;

Стабилизацией темпов роста социально-экономических показателœей в наиболее развитых субъектах Российской Федерации.

В состав группы регионов с высоким уровнем развития значимость ᴦ. Санкт-Петербурга, Пермской и Московской областей заметно повысились. К сожалению, экономическая значимость Ханты-Мансийского автономного округа, Республики Татарстан понизились. Одновременно с этим в эту группу к 2005ᴦ. вошли 10 регионов из группы со средним уровнем развития, что еще более увеличили долю производимой добавленной стоимости этой группой.

В группах с уровнем развития ниже среднего, низким и крайне низким уровнем развития роль отдельных регионов существенно не изменились.

Территориальная дифференциация уровней социально-экономического развития и типология регионов России - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Территориальная дифференциация уровней социально-экономического развития и типология регионов России" 2017, 2018.

Предмет. Проблема значительной дифференциации между отдельными территориями и субъектами арктической зоны Российской Федерации создает угрозы долгосрочным геополитическим и внутриэкономическим интересам России. Для разработки эффективной государственной политики развития арктических территорий необходим анализ отраслевой структуры и социально-экономической дифференциации субъектов, входящих в арктическую зону, который позволит определить наиболее актуальные и острые проблемы регионов, а также выбрать направления, требующие принятия срочных мер. В связи с этим в статье рассмотрена не только социально-экономическая дифференциация арктических регионов России, но и последствия попыток её снижения без учета внутреннего потенциала каждого субъекта. Цель. Изучение пространственной дифференциации социально-экономического развития арктических регионов для определения проблем и тенденций их развития. Методология. В процессе исследования применялись системный подход и методы статистического анализа. Результаты. Проведен анализ и дана оценка социально-экономической дифференциации между субъектами арктической зоны Российской Федерации. Несмотря на огромное значение арктической зоны в развитии России, в его субъектах социально-экономическое развитие проходит медленно, обилие природно-ресурсного потенциала привело к замедлению развития отраслей, не связанных с добычей тех природных ресурсов, на которых специализируется регион. Область применения результатов. Основные положения результатов исследования могут быть использованы органами государственной власти Российской Федерации при определении стратегии развития регионов арктической зоны. Выводы. В макрорегионе значительная дифференциация в уровне социально-экономического развития субъектов федерации, входящих в арктическую зону. Здесь сформировалась узкоспециализированная ресурсодобывающая экономика, роль обрабатывающей промышленности очень мала, что является фактором неустойчивости развития регионов. Для преодоления сложившейся ситуации необходимы согласования и концентрация усилий федеральных, региональных государственных органов власти и бизнеса, работающего Арктике.

Ч. 1. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010.

Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.

Трунин П. В. , Дробышевский С. М. , Евдокимова Т. В. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012.

Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы - эмпирической - описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.

Ершов Ю. А. Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 2. С. 4-7.

В последние годы широкое внимание мировой общественности, профессиональных политиков и военных приковано к новой глобальной проблеме, связанной с освоением Арктики, гигантского региона, занимающего одну шестую часть поверхности Земли, в котором две трети территории занимает Северный Ледовитый океан. В статье рассматриваются экономические аспекты этой проблемы - прежде всего, нефтегазовый потенциал. В статье анализируется новая глобальная проблема, связанная с освоением Арктики в связи с наличием в этом регионе крупных запасов нефти и газа, показаны противоречия между США, Россией, Канадой, Норвегией и другими северными странами по поводу доступа к этим ресурсам. Анализируются последствия потепления климата как в отношении Арктики, так и в отношении других регионов планеты. Высказывается ряд рекомендаций для учета их в российской внешней политике.

Статья посвящена построению базового географического образа тундры в контексте ресурсов геопространства Ямала и Чукотки. Выявлены ключевые образы-архетипы, первичные знаки и символы, знаковые точки, характеризующие этот образ. Построе- на образно-географическая модель для базового геообраза тундры.

Салехард: 2011.

26 ноября т.г. в г. Салехарде успешно завершилась Международная конференция «Инновации как фактор устойчивого развития Арктики».

В конференции приняли участие ведущие эксперты и специалисты в области изучения Арктики и Крайнего Севера, представители российской и зарубежной науки, органов государственной власти, бизнеса и структур гражданского общества — всего более ста человек.

Конференция стала самым представительным собранием экспертного сообщества России, научных структур и подразделений, занимающихся вопросами исследования арктической зоны в последние годы.

В частности, на Конференции с докладами выступили: советник Президента РФ, специальный представитель Президента РФ по вопросам изменения климата — Бедрицкий А. И., советник Председателя Совета Федерации РФ — Олейник Г. Д., посол по особым поручениям, представитель России в Арктическом Совете — Васильев А. Н., первый секретарь Посольства Канады в России - Меер М.

Участниками Конференции стали также признанные эксперты, ученые с мировыми именами — академик РАН, директор Мурманского морского биологического института Кольского научного центра РАН — Матишов Г.Г., академик РАН, научный руководитель Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН — Конторович А. Э., академик РАН, директор Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН, заместитель председателя президиума СО РАН — Эпов М. И., академик РАН, директор Геологического института РАН — Федонкин М. А. и многие другие.

На пленарном и трех секционных заседаниях конференции было заслушано более 40 докладов, посвященных вопросам международного сотрудничества в арктической зоне, факторам опережающего развития арктической экономики, социально-ориентированным и инновационным моделям сохранения традиционного хозяйствования коренных народов Арктики.

На Конференции был отмечен существенный вклад мероприятий и проектов Международного полярного года (2007-2008) в развитие и укрепление международной интеграции в арктическом регионе, сохранение его экологического и этнокультурного баланса.

Участники Конференции подтвердили безусловную необходимость активного и конструктивного сотрудничества государства, науки, промышленности и предпринимательского сообщества в целях формирования и реализации единой стратегии инновационного развития современной Арктики. Поиск и принятие совместных согласованных решений должны отвечать общим интересам, способствующим устойчивому развитию экономики, социальных и экологических условий проживания в Арктике.

В ходе Конференции было указано на актуальность и своевременность поддержки арктической науки со стороны государства и бизнеса, отмечена необходимость формирования государственного заказа на инновационные исследования и разработки в рамках государственно-частного партнерства.

Итогом мероприятия стала подготовка Решения Конференции. В течение ближайших двух недель эксперты завершат согласование документа, который в дальнейшем будет направлены в правительства государств-участниц Арктического Совета.

Помимо прочего в итоговый документ войдут такие принципиально важные рекомендации, как необходимость создания в российской Арктике экспериментальных территорий для внедрения инноваций и отработки пилотных проектов (при этом отмечено, что Ямало-Ненецкий автономный округ способен возглавить этот процесс и стать полигоном по практическому внедрению алгоритмов инновационного развития в Арктике), содействие разработке современной методики оценки ущерба для экосистем Арктики в результате добычи природных ресурсов, признать неотложность подготовки особых регламентов хозяйственной, рекреационной, природоохранной деятельности в Арктике и закрепить эту норму в Федеральном законе «Об арктической зоне Российской Федерации», учесть доложенные на конференции научные результаты, выводы и рекомендации в основных подпрограммах Государственной программы Российской Федерации «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2011-2020 годы», поддержать инициативу проведения Международного полярного десятилетия, провести конференцию для отработки Концепции участия в Международном полярном десятилетии и ознакомить с ее результатами Арктический совет.

Калеменева Е. А. В кн.: Bulletin des Deutsches Historisches Institut Moskau. Вып. 7: Конструируя «советское»? Доклады научной конференции студентов и аспирантов, 20 - 21 апреля 2012 года, Санкт-Петербург. М.: 2013. С. 93-108.

в статье рассматриваются проекты советских архитекторов по созданию городов с искусственным микроклиматом в Арктике в 1950-1960-е годы. Этот сюжет вписан в контекст исоциальных трансформаций периода Оттепели, международного сотрудничества в Арктике и трансфера технологий

Вишневский К. О. В кн.: Комплексные научные исследования и сотрудничество в Арктике: взаимодействие вузов с академическими и отраслевыми научными организациями: материалы Всероссийской конференции с международным участием. Архангельск: ИД САФУ, 2015. С. 68-71.

В начале XXI века в мире наблюдается бурное развитие прогнозных исследований, нацеленных на выявление перспективных направлений научно-технологического и инновационного развития, а также оценку последствий принятия управленческих решений в сфере науки и технологий. Такие исследования в настоящий момент стали важным элементом не только национальной, отраслевой и корпоративной, но и региональной инновационной политики. Использование таких инструментов позволяет концентрировать управленческие, финансовые, кадровые и другие ресурсы на тех направлениях, которые обладают достаточным потенциалом оказать в будущем наибольший эффект на развитие региона. Подходом, позволяющим сформировать систему приоритетов регионального развития, а также разработать план конкретных действий по их реализации, является Форсайт.

М.: Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017.

Актуальность исследования определяется разработкой Арктической доктри- ны Российской Федерации, где геокультурная составляющая должна стать од- ной из ключевых факторов в развитии единого информационного и культурного пространства, объединяющего народы Арктики. Основной вопрос интерпрета- ции образа геокультуры Арктики состоит в следующем: складывается ли единая геокультура или геокультур много? Значимость проекта заключается в том, что Арктический регион имеет свой геокультурный и одновременно образно-геогра- фический потенциал, который позволяет говорить о многих геокультурах или о множестве геокультур. Эта коллективная научная монография является результа- том исследовательской работы Лаборатории комплексных геокультурных иссле- дований Арктики (Арктический государственный институт культуры и искусств, г. Якутск), созданной при поддержке Российского научного фонда. Книга может быть интересна этнографам, антропологам, географам, культу- рологам, социологам, филологам, а также всем исследователям, занимающимся проблемами социокультурного развития Арктики и сохранением её этнокультурного наследия.

Данная работа посвящена критическому анализу института минимальной заработной платы в странах с развитой рыночной и переходной экономикой, а также в некоторых развивающихся странах. Рассматриваются институциональные особенности минимальной оплаты труда в отдельных странах: процедура установления, региональные особенности, роль профсоюзов. В специальном разделе анализируется динамика абсолютного и относительного размера МЗП, выявляются те общественные группы, которые выигрывают и проигрывают от пересмотра минимальной оплаты. Особое внимание уделено воздействию института МЗП на рынок труда. Автор рассматривает механизм трансляции повышения минимальной оплаты труда на динамику занятости и безработицы, приводит результаты эмпирических исследований. Опыт многих стран свидетельствует, что «скачкообразное» повышение МЗП приводит к стагнации и даже сокращению занятости, в первую очередь среди социально не защищенных слоев. Особенно негативный эффект фиксируется для компаний с высокой долей трудовых издержек и широким применением неквалифицированного труда, т.е. прежде всего для малого предпринимательства и предприятий аграрного сектора. Один из выводов работы состоит в том, что увеличение МЗП не является эффективным средством решения проблемы бедности, так как большинство ее получателей сосредоточены в домохозяйствах со средним и выше среднего уровнем дохода.

В статье проанализированы практические аспекты различных методов реализации правила передачи голосов, а именно, метода Грегори, включающего метода Грегори, взвешенного включающего метода Грегори.

Дифференциация социально-экономического развития регионов России

2009

Содержание

Введение.

Глава 1. Анализ социально-экономического неравенства регионов России.

      Причины и истоки дифференциации уровня развития регионов.

      Основные социально-экономические показатели развития регионов России.

      Возникновение депрессивных регионов как следствие социально-экономического расслоения.

    Необходимость сглаживания неравенства развития регионов.

    Формирование региональной политики в условиях дифференциации российского пространства.

    Принципы и методы

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

Введение

Дифференциация уровня социально-экономического развития регионов многие годы являлась и является злободневной проблемой для российской экономики. В настоящее время эта проблема является не менее актуальной, так как из развития отдельных регионов складывается экономика страны в целом. Экономическое развитие регионов Российской Федерации на протяжении многих лет характеризуется усилением дезинтеграционных тенденций, проявляющихся в неравномерности распространения, распаде единого экономического пространства и образовании специфических непропорционально развивающихся «депрессивных» территорий, в которых наблюдается устойчивая отрицательная динамика социально-экономических показателей.

Целью данной курсовой работы является глубокий анализ дифференциации уровня социально-экономического развития регионов России. В ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи: раскрыты причины и истоки региональной дифференциации российских регионов, рассмотрены основные социально-экономические показатели развития регионов, а также изучено появление депрессивных регионов. Кроме того, была выявлена необходимость сглаживания регионального неравенства, отмечены особенности формирование региональной политики в условиях дифференциации российского пространства, а также принципы и методы государственной политики в отношении депрессивных регионов.

Глава 1. Анализ социально-экономического неравенства регионов России

      Причины и истоки дифференциации уровня развития регионов

Дифференциация уровня социально-экономического развития регионов многие годы являлась и является злободневной проблемой для российской экономики. Экономическое развитие регионов Российской Федерации на протяжении многих лет характеризуется усилением дезинтеграционных тенденций, проявляющихся в неравномерности распространения, распаде единого экономического пространства и образовании специфических непропорционально развивающихся «депрессивных» территорий, в которых наблюдается устойчивая отрицательная динамика социально-экономических показателей.

Истоки дифференциации и депрессии отдельных регионов заложены еще структурной политикой 1960-1980х годов, когда при решении территориальных проблем упор делался на централизованные и дотационные механизмы при слабом участии и низкой активности самих территориальных единиц и местных органов власти, и действовал остаточный принцип их финансирования. Ситуация усугубилась структурной перестройкой начала 90-х годов. Рыночные реформы повлекли за собой рост дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, наблюдаемый практически по всем статистическим показателям. Процесс рыночных преобразований повлек за собой разные темпы экономического спада, а затем роста экономики регионов. Позже эти различия усилились финансовым кризисом 1998 г., экономические и социальные последствия которого сглаживались недостаточно. В условиях развития рыночных отношений такая политика требует существенной корректировки.

За годы реформ в конце XX века в нашей стране дифференциация увеличилась более чем в 2 раза. Это результат взаимодействия многих факторов: изменение положения российских регионов в связи с распадом СССР, либерализация цен, различия регионов по отношению к природным ресурсам, которые фактически перешли из общегосударственной собственности в частную и муниципальную, а также усиление дезинтеграции между регионами и муниципальными образованиями, т.е. ослабление связей в области.

Первостепенную роль здесь сыграли 2 группы факторов. Во-первых, вследствие либерализации торговли многие регионы переориентировали свои экономические связи с межрегиональных внутри России на внешнеэкономические. В значительной мере этому способствовали структурные особенности экспорта-импорта. В экспорте преобладают сырье и топливо, т.е. экспортные потоки не проходят через технологические процессы производства и экспортируется сырой продукт. Структура импорта также не увеличивает обработку: мы не пропускаем импортный поток через отрасли отечественного производства. Второй фактор, из-за которого существенно пострадали межрегиональные экономические связи - это опережающий рост транспортных тарифов по сравнению с динамикой цен на производимую продукцию. Вследствие этого многие межрегиональные экономические связи, особенно между отдаленными регионами, стали экономически неэффективны и большей частью исчезли. Общий объем межрегиональных экономических связей за 1990-е гг. упал приблизительно в 4 раза при падении объемов производства примерно в 2 раза.

Проблема усугубляется еще и тем, что различия в уровне социально-экономического развития влекут за собой еще большее усиление дифференциации, таким образом, развиваясь по нарастающей. Кроме того, неоднородность регионов усиливается внутренней неоднородностью. Этот процесс можно проследить на примере человеческого фактора. Для получения интересной и высокооплачиваемой работы люди вынуждены переезжать в крупные районные центры, перебираться поближе к своеобразным “очагам” роста. А это создаёт постоянную миграцию кадров и сосредоточение их в нескольких крупных центрах, что способствует ещё большему увеличению контраста развития внутри региона. Аналогичный процесс можно наблюдать и в масштабе страны в целом – огромное количество людей старается перебираться в более развитые регионы, в более крупные города, в особенности, в Москву и Санкт-Петербург.

Таким образом, основной причиной социально-экономического неравенства субъектов Российской Федерации являются рыночные реформы конца XX века, хотя истоки были заложены еще политикой 60-80 годов, ослабившей активность территориальных единиц и делавшей упор на централизованные механизмы. Однако именно за годы перехода России к рынку региональная дифференциация в нашей стране увеличилась более чем в 2 раза, позже ее усилил финансовый кризис 1998 года. За 90-е годы снизился не только объем производства, но и межрегиональные экономические связи. Данная проблема усугубляется еще и тем, что региональное неравенство развивается по нарастающей, так как различия в уровне социально-экономического развития влекут за собой еще большее усиление дифференциации.

      Основные социально-экономические показатели развития регионов России

Для проведения объективного сравнительного анализа регионов используется совокупность количественных и качественных показателей, описывающих потенциал региона и динамику его развития. Традиционный подход к экономическому анализу и уровню развития российских регионов предполагает, прежде всего, исследование основных экономических показателей: ВРП, объема промышленного производства, уровня доходов бюджета и населения и других.

Наиболее обобщенным показателем является показатель ВРП, динамика которого показывает тенденцию развития хозяйственной деятельности в регионе. Таблица « Рейтинг регионов России по величине ВРП на душу населения» (см. приложение 1) показывает, что р аспределение ВВП по регионам является крайне неравномерным. По отношению ВРП на душу населения максимальная разница субъектами Федерации оценивается в 33 раза. Между тем в рамках Европейского союза максимальные различия по величине ВВП на душу населения между странами и регионами составляют 5 раз, и Евросоюз считает это огромной проблемой. Сравнивая Саратовскую область традиционно с Москвой, можно говорить о разнице в 25-26 раз. ВРП по региону в целом для Саратовской области в 2007 составил около 260 000

В то же время нельзя сказать, что люди в регионах с высоким ВРП живут хорошо. С одной стороны, природные богатства позволяют этим регионам обеспечить своим гражданам высокий уровень жизни, а с другой - происходит большое перераспределение ресурсов между территориями. Из-за неравномерности хозяйственного развития регионов очень сильно различается уровень жизни. По данным Росстата, к концу 2006 г. доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, составила в России 15,3 %. В среднем это показатель лучше, чем в предыдущие годы, но в региональном разрезе картина оказывается крайне неравномерной. Во многом это определяется перепадом в доходах населения. По данным специалистов, разрыв в уровне доходов между двумя группами населения - 10 % бедных и 10 % богатых - достиг в 2006 г. 15 раз (по данным Всемирного банка - 20 раз), в то время как в 1991 г. он составлял 4,5 раза. Что касается нашей столицы, по данным Мосгорстата, 10 процентов наиболее обеспеченных жителей Москвы получают более 5000 долларов, а 10 процентов наименее обеспеченных - чуть больше трех тысяч рублей. Доходы самых богатых жителей столицы в 2006 году оказались в 41 раз выше, чем самых бедных. По данным Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНХП), показатель неравенства по Москве значительно выше - 50-55 раз. Огромный разброс существует не только между сырьевыми и несырьевыми регионами, но и внутри каждого региона. Города могут различаться по экономическим показателям в рамках одной области в десятки и даже сотни раз.

Помимо ВРП существуют и другие показатели. Крайне информативными являются темпы роста промышленного производства и темпы роста объемов инвестиций.

Кроме того, существуют различные рейтинги, характеризующие региональное развитие. Например, очень интересный рейтинг был предложен ОАО ТРК «Петербург – Пятый канал. Это так называемый рейтинг развития регионов (РРР), который представляет собой список, в котором регионы упорядочены по уровню развития: наиболее развитый регион занимает первое место, наименее развитый - последнее . Рейтинг развития регионов рассчитывается ежемесячно. На протяжении месяца осуществляется мониторинг главных региональных событий. , которые являются ведущими специалистами в регионолистике, оценивают их с точки зрения влияния на развитие региона. Рейтинг включает в себя большое количество статистических показателей, позволяющий рассмотреть развитие региона с точки зрения развития экономики, социальной сферы, а также социальной и экономической инфраструктуры (см. Приложение 2).

      Возникновение депрессивных регионов как следствие социально-экономического расслоения

Дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития, усилившаяся после революционного перехода от административно-плановой экономики к рыночной, и сопровождавшаяся глубоким спадом производства и снижением уровня жизни населения, повлекла за собой появление так называемых депрессивных территорий. Рыночные реформы явились причиной того, что к началу X XI в. более 2/3 субъектов Российской Федерации стали депрессивными. Преимущественно это регионы, расположенные вблизи и на периферии ведущих индустриальных центров – Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Поволжского экономических районов, а также Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока и Урала . Поэтому в настоящее время очень важным является анализ депрессивности как экономического явления, выявление сущностных особенностей депрессивных регионов и формирование механизмов преодоления депрессивности.

Само понятие «депрессивный регион» появилось достаточно недавно, и первое определение этому понятию было дано в «Программе развития депрессивных и отсталых районов Российской Федерации»,

принятой в 1995 году. С точки зрения экономической категории «депрессию» следует рассматривать как застой в экономике, которых характеризуется отсутствием подъема производства и деловой активности, низким спросом на товары и услуги и безработицей. Обычно депрессия возникает после или в результате экономического кризиса и свидетельствует, что кризис перешел в завершающую фазу в соответствии с чем следует ожидать оживления, а затем и подъема экономики. В общем виде депрессивность как экономическое явление обычно связывают с теорией «длинных волн» Н.Д. Кондратьева. Следовательно, возникновение депрессивных регионов – объективное следствие циклического характера их экономического развития. В отечественной и зарубежной экономической теории депрессия характеризуется кумулятивным процессом, при котором падение спроса (инвестиционного и потребительского) влечет за собой снижение производства и ведет к уменьшению использования ресурсов, что в свою очередь поддерживает спрос на низком уровне .

Рассмотренный подход к депрессии не совсем подходит для описания современной российской ситуации, поскольку падение производства происходило и происходит без снижения цен и со значительной и значительной инфляцией. Поэтому депрессию в российских условиях следует рассматривать как экономическую ситуацию, характеризующуюся сочетанием тенденций застоя или спада производства с инфляцией, что, по мнению ряда авторов, должно описываться понятием «стагфляция». В данном контексте наиболее чётко дано определение «депрессивного региона» в работе Л. Смирнягина и Г.Былова как территории, которые сильно и устойчиво отстают от других по главным социально-экономическим показателям, в том числе по темпам развития.

Отдельные вопросы определения депрессивности регионов,

государственного регулирования развития депрессивных и отсталых

регионов представлены в трудах как отечественных, так и зарубежных

исследователей: АЛ. Гогиели, A.M. Александрова, В.П.Дьяченко, Б.Г.

Болдырева, Ю.А. Козак, Э.А. Вознесенского, Д.С. Молякова, И.Г. Фен

Тюнена, В. Лаунхардта, А. Вебера, А. Пределя, А. Леша, Р. Гроца и

других.

Таким образом, можно констатировать, что отсутствие четких научных определений категории "депрессивный регион" объясняется ее сложностью и противоречивостью. В этом направлении необходимы дальнейшие исследования, которые позволили бы доказать целесообразность введения указанной категории, снять существующие нестыковки с однозначно трактуемыми экономическими терминами и определить возможности ее практического применения. До проведения подобных исследований широкое использование указанной категории представляется довольно рискованным.

Глава 2. Региональная политика в выравнивании уровня социально-экономического развития регионов.

2.1. Формирование региональной политики в условиях дифференциации российского пространства

Выход из данной ситуации, заключается в необходимости совершенствования государственной политики регулирования, которая на сегодняшний день не является достаточно эффективной. В 2001 году была составлена федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)». В особенности программа направлена на тех, кто оказался в группе с низким уровнем и крайне низким уровнем развития. Однако судя по статистическим данным, программа является не достаточно эффективной. В 2005г. на помощь территориям были направлены сотни миллиардов рублей, но 22 региона не только не догнали средний уровень, но еще больше отстали от него. Например, за последние 4 года объем финансовой помощи, направляемой на юг России, вырос почти в 3,5 раза, а разрыв между Северным Кавказом и страной практически не уменьшился. Поэтому люди, живя в одной стране, экономически оказываются в разных государствах.

С одной стороны, предоставление регионам и муниципальным образованиям в последнее время большей самостоятельности в распоряжении своими ресурсами создало предпосылки для повышения эффективности экономического развития территорий, с другой - ослабление роли центра в управлении экономикой привело к усилению дифференциации экономических показателей развития.

Это вовсе не означает, что нужно отказаться от дальнейших системных преобразований. Необходимо совершенствовать государственную политику выравнивания регионов по экономическим показателям. По мнению многих специалистов, значительная роль здесь отводится системе государственных органов и общественных объединений по координации межрегионального сотрудничества. Некоторые экономисты говорят о возможности создания организации, прототипом которой будет являться ВТО.

Региональная политика должна учитывать растущие проблемы депопуляции, формирование обширной зоны естественной убыли населения, его концентрацию в освоенных регионах европейской части страны и в крупных городах. Следует отметить, что территориальные диспропорции в заселенности носят устойчивый и долгосрочный характер, что, естественно, должно приниматься во внимание при планировании развития инфраструктуры, в том числе социальной. Это имеет особое значение для развития районов Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и других геополитически важных регионов. Таким образом, высокая социально-экономическая дифференциация регионов страны должна учитываться в проводимой региональной политике. Необходимы согласованные действия федеральных и региональных органов государственной власти и местного самоуправления по созданию максимально благоприятных условий для развития экономики. Это должно происходить прежде всего путем внедрения инноваций, привлечения государственных и частных инвестиций, а также повышения качества и доступности бюджетных услуг.

Кроме этого, необходимо усиление заинтересованности органов местного самоуправления в саморазвитии территорий, использовании внутреннего потенциала: не все решает финансовая помощь свыше. Конечно, на современном этапе полностью отказаться от перераспределения финансовых ресурсов между регионами и муниципальными образованиями невозможно. Но эта система должна быть более гибкой. Государственная власть должна создавать и регулировать основные направления и условия развития экономики, а непосредственные меры должны исходить от муниципалитетов. Привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры муниципальных образований, в создание новых рабочих мест, и как следствие, в повышение уровня жизни населения позволит не только поднять экономику определенного поселения, но в конечном итоге приведет к сокращению диспропорций развития между регионами.

Итак, можно выделить следующие механизмы по преодолению социально-экономической дифференциации субъектов Российской Федерации:

    Создание системы мер на федеральном уровне по заинтересованности регионов в саморазвитии;

    При реализации бюджетной политики учитывать необходимость первоочередного повышения благополучия и благосостояния населения;

    Разработать и принять долгосрочные программы устойчивого социально-экономического развития дотационных регионов, в том числе и на муниципальном уровне;

    Реформирование государственной налоговой системы на федеральном и региональном уровне.

    Активизация инвестиционной деятельности в депрессивных регионах посредством

А) государственной поддержки хозяйствующих субъектов, активно занимающихся инвестиционной деятельностью, особенно направленной на технологическое обновление и инновационное развитие;

Б) создания условий предоставления максимальных льгот для социальных инвестиций;

В) развития на федеральном и региональном уровнях законодательной базы, гарантирующей сохранность и обеспечивающей эффективное вовлечение и использование инвестиционных ресурсов;

Г) выделения зон опережающего развития с определением их основных направлений развития (специализации) и наиболее перспективных проектов в производственно-хозяйственном и социальном секторах, реализация которых будет в интересах устойчивого социально-экономического развития региона;

    Совершенствование бюджетной системы, направленное на поиск дополнительных источников преодоления депрессивности регионов (организации контроля за исполнением и стабильным финансированием федеральных и региональных целевых программ устойчивого СЭР).

В условиях мирового финансового кризиса в более сложном положении окажутся экономически развитые регионы. Субъекты РФ, имеющие значительный экономический потенциал, при росте национальной экономики характеризуются более высокими темпами развития, но в условиях ухудшения ее динамики сильнее ощущают эти последствия. Те регионы, у которых доходная часть в основном формируется за счет финансовой помощи из федерального бюджета, пострадают меньше, поскольку получат ассигнования в объемах, запланированных в законе о федеральном бюджете.

2.3. Принципы и методы государственной политики в отношении депрессивных регионов

В отношении депрессивных регионов государство должно проводить особую политику, направленную на их поддержку. Существуют определенные принципы государственной политики в отношении депрессивных регионов.

1 . Принцип целенаправленности. Преодоление неблагоприятного социально-экономического состояния на депрессивных территориях возможно лишь на основе целевых государственных программ. Эта проблема в большинстве случаев не может быть решена органами местного самоуправления самостоятельно. В зависимости от специфики территории, ее масштабов и комплекса антидепрессивных мер программы могут быть как федеральными, так и региональными (субъектов РФ) или межрегиональными.

2 . Принцип единства территории. Депрессивная территория должна рассматриваться в качестве единого социально-хозяйственного комплекса во взаимосвязи социальной, производственной и экологической сфер жизнедеятельности населения при условии приоритетности решения определяющей задачи - обеспечения устойчивого повышения качества жизни людей. При этом должен соблюдаться принцип согласования интересов указанных сфер.

3 . Принцип дифференциации. Государственная политика в отношении депрессивных территорий должна быть дифференцированной, предельно конкретизированной, базирующейся на объективной, широкой качественно-количественной диагностике состояния локальной территории. При этом особое значение имеет оценка сложившегося в результате реформ производственно-экономического состояния предприятий.

4 . Принцип обоснованности. Формированию государственной политики должен предшествовать научно обоснованный долгосрочный прогноз функционирования экономики и социальной сферы региона и концепция его развития на срок не менее 5-10 лет. Эти материалы могут быть разработаны лишь после уяснения перспектив основных градообразующих предприятий.

5 . Принцип согласованности интересов. Условием реализации политики государства в депрессивных регионах является социальное партнерство, для достижения которого должна быть отработана процедура согласования интересов всех участников процесса реализации государственной политики, обеспечена обоснованность и прозрачность намечаемых мероприятий, предусмотрены механизмы корректировки политики в случае непонимания ее населением.

Кроме того, существует несколько форм федеральной поддержки депрессивных регионов:

    финансирование федеральных программ поддержки депрессивных территорий (на возмездной и на безвозмездной основе).

    предоставление на определенный срок и на определенных условиях преференций и иных льгот организациям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на депрессивных территориях, содействие реструктуризации этих организаций, переподготовке кадров в целях облегчения доступа организаций и населения этих территорий к действующим или формирующимся направлениям федеральной поддержки, а также первоочередное рассмотрение заявок на получение средств на реконструкцию и санацию производства;

    оказание правовой, организационной, финансовой и иной поддержки органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в целях развития депрессивных территорий.

Первоначально основной формой поддержки может быть концентрация уже предусмотренных нормативно-законодательными актами рычагов и механизмов поддержки предпринимательства, привлечения частных (в т.ч. иностранных) инвестиций, содействия инвестиционной активности, реструктуризации предприятий, переподготовки кадров и др. В дальнейшем в составе федерального бюджета может быть создан целевой бюджетный фонд поддержки депрессивных регионов, средства которого предполагается использовать для долевого (с участием негосударственных структур и региональных органов власти и управления) финансирования мероприятий на территории депрессивных регионов и для прямого предоставления помощи (инвестиционных субсидий и т.п.) предприятиям депрессивных регионов.

Наряду с оказанием финансовой помощи при поддержке депрессивных регионов должны использоваться организационно-правовые меры: введение особого (более жесткого) режима ликвидации государственных (казенных) предприятий, приоритет при распределении государственных заказов (особенно оборонных), оказание помощи предприятиям в проведении инвестиционных торгов и организации новых эмиссий акций и т.д.

И, наконец, необходимо перечислить инструменты санации депрессивных территории. Санация – это система мер по финансовому оздоровлению региона, и основными ее инструментами являются временная консервация, реструктуризация территориальной системы и тотальная санация.

1) Временная консервация, когда средства государственной поддержки препятствуют дальнейшему разрушению экономики, не устраняя ее причин (созданы предпосылки для дальнейшего оживления и подъема) ,

2) Реструктуризация территориальной системы, которая предполагает трансформацию экономического потенциала, социаль ную разгрузку территории, устранение причин экологических ката строф и т.д ., а также укрупнение муниципалитетов или их реорганизацию в других формах;

3) Тотальная санация, т.е. прекращение деятельности муниципальных образований, их ликвидация и переселение жителей.

Заключение.

Основной причиной социально-экономического неравенства субъектов Российской Федерации являются рыночные реформы конца XX века, хотя истоки были заложены еще политикой 60-х-80-х годов, ослабившей активность территориальных единиц и делавшей упор на централизованные механизмы. Однако именно за годы перехода России к рынку региональная дифференциация в нашей стране увеличилась более чем в 2 раза, позже ее усилил финансовый кризис 1998 года. За 90-е годы снизился не только объем производства, но и межрегиональные экономические связи. Данная проблема усугубляется еще и тем, что региональное неравенство развивается по нарастающей, так как различия в уровне социально-экономического развития влекут за собой еще большее усиление дифференциации.

Приложение 1.

Место

Приложение 2.

Статистические показатели, включенные в стартовый рейтинг развития.

Социальная сфера

      Ожидаемая продолжительность жизни при рождении: наиболее вероятный возраст, до которого доживет родившийся в данном году в данном регионе ребенок. Источник данных - Росстат.

      Коэффициент младенческой смертности: число смертей среди детей в возрасте до года на 1000 родившихся. Источник данных - Росстат.

      Заболеваемость населения: число больных с впервые в жизни установленным диагнозом, выявленных в течение года при обращении в лечебно-профилактическое учреждение или при профилактическом осмотре. Рассчитывается за год на 1000 человек населения. 2005 год. Источник данных - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

      Уровень преступности: число убийств и покушений на убийство на 1000 жителей. 2005 год. Источник данных Росстат.

      Миграционное сальдо: разница между числом прибывших в регион человек и числом выбывших граждан из региона. Характеризует привлекательность региона для граждан страны. 2006 год. Источник данных - Росстат.

Развитие экономики

      Валовой региональный продукт на душу населения: характеризует произведенный на территории региона суммарный объем товаров и услуг, приходящийся на одного жителя региона. 2005 год. Источник данных - Росстат.

      Объем инвестиций в основной капитал на душу населения (усредненное значение за 2002-2006 года): определяет будущий потенциал развития экономики. Источник данных - Росстат.

      Рост энергопотребления в регионе за период 1998-2006 гг. Рост энергопотребления свидетельствует о развитии энергоемкой промышленности в регионе или о повышении благосостояния граждан - чем богаче население, тем больше оно может себе позволить предметов бытовой техники, работающих на электричестве. Источник данных - РАО «ЕЭС».

      Объем долгов по заработной плате на 01.01.2007. Показатель скорректирован на прожиточный минимум в регионе. Источник данных - Росстат.

      Номинальные денежные доходы в расчете на душу населения в декабре 2006 года. Показатель скорректирован на прожиточный минимум в регионе. Источник данных - Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ.

      Оборот розничной торговли и суммарный объем оказанных платных услуг на душу населения. 2006 год. Источник данных - Росстат.

Социальная и экономическая инфраструктура

      Средний темп роста строительства в регионе за период 2001-2006. Источник данных - Росстат.

      Доходы от предоставления услуг связи. Показатель представляет собой доходы всех операторов связи, полученные за объем реализованных потребителям услуг почтовой и электросвязи. Рассчитывается на душу населения. 2006 год. Источник данных - Росстат.

      Густота автомобильных дорог: длина автомобильных дорог с твердым покрытием на 1000 кв. км территории региона. Характеризует степень освоенности территории региона, на которую могут повлиять региональные власти. Источник данных - Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ.

      Обеспеченность населения объектами социальной инфраструктуры - рассчитывается на основе трех показателей:

      1. Кол-во спортивных площадок и залов на 1000 человек населения.

        Кол-во детских садов и школ на 1000 человек населения.

        Количество студентов, обучающихся в государственных ВУЗах на 1000 человек населения.

Http://www.5-tv.ru/rating/method.html#StatsData

Суркова С.А., В.В. Шушарина, Депрессивные регионы: типологические особенности и механизмы преодоления депрессивности//Региональная экономика: теория и практика, 2009, №1, с.25.

Бенар И.. Колли Ж. Толковый экономический словарь. Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология. М.: Изд-во « РПЭИ », 1999. С. 75.

Смирнягин Л.В., Былов Г.В. О программе помощи депрессивным регионам//Регионология, 1995, №3,с. 31-43.

  • Специальность ВАК РФ08.00.05
  • Количество страниц 219

глава i. основные тенденции социально-экономического развития регионов россии.

1.1. Теоретические основы государственного регулирования социально-экономического развития регионов.

1.2. Динамика основных социально-экономических показателей развития регионов России при переходе к рыночной экономике.

глава 2. современное состояние рынка труда россии и ее регионов.

2.1. Общая характеристика российского рынка труда в современных условиях.

2.2. Сравнительный анализ основных характеристик региональных рынков труда в России.

глава 3. повышение привлекательности региональных рынков труда как условие социально-экономического развития регионов россии.

3.1. Роль региональной политики государства в выравнивании качества жизни населения регионов России.

3.2. Основные факторы, влияющие на привлечение и закрепление высококвалифицированной рабочей силы на региональных рынках труда.

Рекомендованный список диссертаций

  • Развитие рынка труда трудоизбыточного региона: теория, методология, практика 2010 год, доктор экономических наук Кутаев, Шихрагим Кутаевич

  • Интернационализация рынка труда при переходе к открытой экономике 2001 год, доктор экономических наук Охлопкова, Наталья Васильевна

  • Организационно-экономический механизм управления занятостью в трудоизбыточном регионе: на примере Чеченской Республики 2009 год, кандидат экономических наук Байсаева, Малика Усамовна

  • Экономические реформы и региональные проблемы занятости: На примере Республики Дагестан 1999 год, доктор экономических наук Караханов, Мурад Нуруллахович

  • Эффективность политики регулирования занятости населения в деятельности государственной региональной службы занятости на переходном этапе развития российской экономики: Теоретико-методологический аспект 2001 год, доктор экономических наук Пашин, Николай Петрович

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дифференциация социально-экономического развития регионов России и роль региональных рынков труда в ее сокращении»

Актуальность исследования. Социально-экономическое развитие России и ее регионов в последнее десятилетие XX века, осуществлявшееся в условиях системной трансформации, формирования институциональных основ рыночной экономики, изменение роли государства привело к глубокому спаду производства, увеличению неоднородности социально-экономического пространства, что оказало значительное влияние на структуру и эффективность экономики, привело к нарастанию межрегиональных противоречий. Чрезмерные различия в условиях жизни населения регионов воспринимаются обществом как нарушение принципа социальной справедливости, затрудняют проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований.

Экономический рост в современных условиях может осуществляться только при обеспечении гибкости и адаптивности экономической системы, повышении способности экономических агентов адекватно реагировать на происходящие изменения, что требует привлечения высококвалифицированных работников и приводит к возрастанию роли рынка труда в экономическом развитии.

Чрезмерная дифференциация уровня социально-экономического развития регионов России привела к оттоку качественной рабочей силы из отсталых регионов, что существенно деформировало воспроизводственную структуру занятого населения. В результате неотъемлемой функцией государства и частью проводимой региональной политики, направленной на сокращение дифференциации социально-экономического развития регионов, должна стать активная политика на региональных рынках труда, направленная на формирование и развитие трудового потенциала, повышение привлекательности отдельных регионов страны для работников высшей квалификации. Изучение конъюнктуры региональных рынков труда, качественных характеристик работников, факторов влияющих на повышение привлекательности регионов для высококвалифицированной рабочей силы, формирование интеллектуального потенциала является важным условием разработки эффективной региональной политики, способствующей ускорению социально-экономического развития, сокращению территориальной дифференциации.

Степень научной разработанности проблемы.

В последнее время вышло большое количество работ посвященных проблемам региональной экономики, преодолению социально-экономической 3 дифференциации регионов. Важный вклад в разработку этих проблем внесли такие российские авторы как Артоболевский С.С., Валентей С.Д., Лавров A.M., Лексин В.Н., Подпорина И.В., Смирнягин Л.В., Селиверстов В.Е., Христенко В., Якобсон Л.И. Среди зарубежных авторов можно отметить работы Аткинсона А., Кеарни Р., Барра Н., Боумена А., Вейнгаста В., Левитана С., Стиглица Дж. и др. Особо следует отметить целый ряд публикаций в рамках проекта ТАСИС по региональной асимметрии, исследования Экспертного института по инвестиционной привлекательности регионов России.

Вопросы управления занятостью населения и регулирования рынка труда в период становления рыночных отношений освещены в трудах российских ученых-экономистов, в учебниках и учебных пособиях по теории рыночной экономики. Это работы В.Н. Бобкова, Н.А. Волгина, Н.Н. Гриценко, Т.Б. Журавлевой, А. Ф. Зубковой, Е.Д. Катульского, Ю.П. Кокина, В.Г. Костакова, Л.А. Костина, А. Э. Котляра, В.В. Куликова, И. С. Масловой, И.В. Мысляевой; А.А. Никифоровой, Б.В. Ракитского, Н. М Римашевской., В.Д. Ройка, А.С. Семенова, Л.С. Чижовой, Р. А. Яковлева и других. Свой вклад в разработку миграционных вопросов внесли отечественные ученые - Антосенков Е.Г., Вишневский А.Г., Заславская Т.И., Ионцев В.А., Рыбаковский Л.Л., Хорев Б.С. и др.

Разрабатывались различные варианты модели проведения политики занятости, отвечающей социально-экономическим условиям, сложившимся в результате трансформации российского общества. Широко освещается зарубежный опыт управления занятостью. Вместе с тем, среди ученых пока нет единого мнения в отношении конкретных методов и механизмов формирования территориальных рынков труда высококвалифицированных работников в условиях дифференциации социально-экономического развития субъектов РФ.

Отмеченные актуальные теоретические и практические проблемы влияния региональных рынков труда на выравнивание дифференциации социально-экономического развития регионов РФ, необходимость совершенствования федеральной региональной политики занятости предопределили выбор темы, а вместе с тем содержание, цели и задачи настоящего исследования.

Цель настоящего исследования состоит в анализе современного состояния и уровня дифференциации социально-экономического развития регионов России, особенностей функционирования региональных рынков труда и разработке на этой основе практических рекомендаций по осуществлению эффективной региональной политики, способствующей привлечению и закреплению высококвалифицированных работников в регионах.

Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

Сформировать, используя показатели разрабатываемые статистикой, блок данных, характеризующий динамику социально-экономического развития регионов России за годы экономических реформ и на этой основе определить степень территориальной социально-экономической дифференциации;

Рассмотреть количественные параметры состояния общероссийского рынка труда;

Определить современное состояние и тенденции развития региональных рынков труда; проанализировать принципы взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти в области выравнивания качества жизни населения; разработать типологию регионов Российской Федерации по интеллектуальному потенциалу;

Выявить основные факторы, влияющие на привлекательность регионов для высококвалифицированной рабочей силы; определить возможные пути привлечения и закрепления высококвалифицированной рабочей силы в регионе.

Объектом исследования являются регионы Российской Федерации, их социально-экономическое развитие и процессы на региональных рынках труда в период становления рыночной экономики

Предметом исследования является дифференциация социально-экономического развития регионов, а также факторы, влияющие на привлечение и закрепление на региональных рынках труда трудового потенциала, адекватного требованиям современного производства.

Теоретической и методологической основой исследования служат научные труды известных отечественных и зарубежных авторов, в которых исследованы закономерности развития рыночной экономики, социально-экономического развития регионов, формирования и функционирования рынка труда, воспроизводства рабочей силы, причин возникновения и тенденций движения безработицы, характерных направлений и способов обеспечения занятости трудоспособного населения.

Диссертационное исследование осуществлялось на основе Конвенций МОТ, законов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных документов, касающихся процессов формирования рынка труда и использования иностранной рабочей силы.

Работа содержит данные государственной статистики, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, материалы исследований Института труда и других научных институтов и центров. В ней используется научная литература, раскрывающая мировой опыт решения проблем рынка труда, проанализированы материалы научных конференций и семинаров, периодической печати. В исследовании содержатся данные об опыте работы государственных структур в сферах занятости населения.

Основными методами исследования являются экономико-статистический, аналитический, сравнительного анализа, классификация статистических группировок, исторического и системного подхода, обобщения, детализации, графический, картографический. Названные методы исследования использовались в различной комбинации на разных этапах исследования в зависимости от поставленных конкретных задач.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

Уточнены условия и факторы, определяющие социально-экономическое развитие регионов на современном этапе, с учетом формирования единого экономического пространства, обострения конкуренции территорий за качественные факторы экономического роста, возрастания роли работника, адекватного требованиям современного производства, в социально-экономическом развитии территории. Раскрыты экономические, социальные и институциональные предпосылки и условия возрастания неравномерности социально-экономического развития регионов при формировании рыночного механизма регулирования экономики; разработана методика оценки дифференциации социально-экономического развития регионов. На основе анализа экономических, социальных, демографических и других показателей проведена оценка уровня и динамики дифференциации регионов и выявлены асимметричный, нейтральный и симметричный (гармоничный) типы регионального развития;

Определены условия сокращения чрезмерной региональной социально-экономической дифференциации, среди которых разработка федеральным центром обоснованных государственных минимальных социальных стандартов, проведение унификации социальных гарантий на всей территории страны для формирования единого пространства минимальных социальных гарантий, регулирование качества экономически активного населения, повышение привлекательности регионов для работников с высокими квалификационными и образовательными характеристиками и инвестиций;

Обоснована необходимость на современном этапе развития сочетать в региональной политике программы, направленные на сокращение чрезмерной региональной дифференциации путем подтягивания отсталых регионов хотя бы до уровня минимальных социальных гарантий, с программами повышения общего уровня развития страны путем поддержки передовых регионов, способных выполнить роль полюсов роста. Для выделения полюсов роста разработана методика расчета интеллектуального потенциала региона, составлены типологии регионов по интеллектуальному потенциалу, образовательному уровню занятого населения, доле занятых в науке, числу студентов на 10000 населения. Установлена зависимость между интеллектуальным потенциалом и инвестиционной привлекательностью регионов, входящих в Центральный и Северо-Западный федеральные округа.;

Раскрыта роль высококвалифицированной рабочей силы, включающей специалистов с высшим и средним специальным образованием, являющейся основой формирования среднего класса, в региональном развитии. Составлена типология регионов по доле высококвалифицированных работников в занятом населении, представленная в виде карты;

Рассчитана ранговая корреляция для всех регионов России и регионов, входящих в Центральный и Северо-Западный округа, позволяющая определить зависимость между размещением высококвалифицированной рабочей силы и показателями социально-экономического развития региона; выявлены факторы, влияющие на привлекательность региональных рынков труда для высококвалифицированной рабочей силы, позволяющие формировать эффективную политику занятости на региональных рынках труда;

Аргументированы требования и основные принципы формирования региональных программ, направленных на привлечение и закрепление молодых специалистов в регионах.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования изложенных в диссертационной работе принципов и методологических подходов в практической деятельности по регулированию социально-экономического развития и занятости населения. Теоретические выводы исследования и концептуальные предложения по государственному регулированию, привлечению и закреплению высококвалифицированной рабочей силы на региональных рынках труда доведены до Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Разработанные в диссертации теоретические и методологические положения и подходы могут быть использованы при подготовке законодательных и нормативных актов в сфере регулирования регионального развития и рынка труда, при разработке федеральных, территориальных и местных программ социально-экономического развития, занятости населения, в деятельности органов службы занятости, органов власти и управления в субъектах Российской Федерации, а также в учебном процессе при профессиональной подготовке кадров для рыночной экономики. Они могут быть использованы при выработке мер, направленных на привлечение высококвалифицированной рабочей силы и инвестиций в регионы.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в 5 публикациях общим объемом 5,2. п.л. Научные результаты докладывались автором на научных конференциях и семинарах.

Структура диссертационной работы обусловлена целями и логикой исследования и состоит из: введения, трех глав, заключения, списка литературы; содержит 219 страниц, включая 24 приложения, 37 таблиц, 6 рисунков и 3 карты.

Похожие диссертационные работы по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

  • Трансформация рынка труда на мезоуровне 2008 год, кандидат экономических наук Бухтаяров, Андрей Александрович

  • Трансформация собственности как фактор формирования региональных рынков труда: социологический аспект 2005 год, кандидат социологических наук Вашлаев, Владимир Владимирович

  • Механизмы регулирования занятости населения на рынке труда депрессивного региона 2007 год, кандидат экономических наук Муслимова, Фатима Наврузовна

  • Социально-экономические основы формирования рынка труда в условиях глобализации 2005 год, доктор экономических наук Вышегородцев, Михаил Михайлович

  • Становление региональных рынков труда в современной российской экономике: Теоретико-методологический аспект 2004 год, доктор экономических наук Плотицына, Любовь Александровна

Заключение диссертации по теме «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», Кадомцева, Кира Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социально-экономическое развитие России и ее регионов в последнее десятилетие XX века осуществлялось в условиях формирования рыночной экономики, становления рынка труда, капитала, создания рыночной инфраструктуры. Новые условия хозяйствования привели к изменению роли государства в социально-экономическом развитии. Развитие принципов федерализма усилило роль региональных органов управления в территориальном развитии, привело к изменению бюджетной, налоговой, промышленной и т.д. политики. Становление рыночной экономики предполагает использование рыночных механизмов регулирования развития, возрастание роли рынка труда в регулировании социально-экономического развития регионов.

Возрастание открытости экономики, развитие процесса демократизации, формирование единого экономического пространства привело к относительно свободному движению товаров, рабочей силы и капитала как между Россией и другими странами, так и между регионами России, повышению конкуренции между территориями за высококачественные ресурсы, путем создания благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности и проживания населения на территории. Для того чтобы России достичь поставленной в Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу (Программе развития) цели, предполагающей выход России на качественно новый уровень развития, характеризующийся растущей экономикой, эффективным государством, наличием самостоятельного среднего класса, стабильными социальными и политическими отношениями, и превратиться в одну из стран - лидеров мирового развития, необходимо развивать человеческий потенциал, повышать привлекательность региона для высококвалифицированной рабочей силы.

Анализ социально-экономического развития регионов России за 1995 -2000 гг., проведенный по более, чем тридцати показателям, характеризующим уровень благосостояния, качества населения, рынок труда, экологическую обстановку, ряду комплексных показателей, таких как индекс человеческого развития, инвестиционного климата, интеллектуального потенциала, позволил выделить три типа регионального развития: гармоничный (симметричный), асимметричный, и нейтральный.

Условием выполнения стоящих перед страной задач является развитие российского и региональных рынков труда, привлечение и закрепление высококвалифицированной рабочей силы. Конъюнктура рынка труда зависит от состояния экономики, ее отраслевой структуры, уровня развития технической базы производства, производственной инфраструктуры, состояния основных фондов, уровня инвестиций, определяющих спрос на рабочую силу определенного объема и качества, а также уровня благосостояния населения, развития рынка товаров, услуг, жилья, безопасности жизни и т.д., влияющих на привлекательность территории для населения, и, формирующих предложение рабочей силы. Кроме того, на предложение на рынке труда оказывают влияние демографические, экологические, социальные, политические, и другие факторы. В работе было проанализировано влияние вышеперечисленных факторов на привлекательность регионов для высококвалифицированной рабочей силы.

Чрезмерная дифференциация в условиях жизни населения регионов страны является препятствием для существования единого экономического пространства и может привести к усилению центробежных тенденций, что требует активной региональной политики государства, учитывающей как региональные особенности и региональные интересы, так и способствующей предоставлению конституционно гарантированных условий жизни населения не зависимо от места проживания, формированию производственной, финансовой, социальной инфраструктуры, позволяющей территориям привлекать инвестиции и высококвалифицированную рабочую силу, осуществлять самостоятельную политику развития региона.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Кадомцева, Кира Анатольевна, 2003 год

1. Программа развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 года. Министерство финансов РФ. М., 2001

2. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)

3. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (2000 2010)

4. Долгосрочный прогноз развития российской экономики на период до 2015 г. Министерство финансов РФ, М., 2000

5. Основные направления социально-экономической политики правительства РФ на долгосрочную перспективу. Министерство экономического развития и торговли РФ. М., 2000

6. Закон Республики Татарстан «О прожиточном минимуме в Республике Татарстан».

9. Адкинсон Э., Стиглиц Д, Лекции по экономической теории государственного сектора. М., 1995 г.

10. Белая книга. Экономика и политика России в 1997 году. М., 1998

11. Будевиль Ж. "Экономические зоны", P.U.F., Собрание "Что я знаю?", N950, Париж, 1961 год.

12. Бузгалин А.В. Шансы России в глобальной неоэкономике: Цели и средства реализации стратегии опережающего развития. М., 2002

13. Бюджетный процесс в российской Федерации. Учебное пособие, М., 1998 Валентей С.Д. Развитие общества в теории социальных альтернатив. М.,1994 Валентей С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность, М.: Институт экономики РАН, 1998

14. Вереникин А.О. Моделирование занятости населения в условиях экономической нестабильности. М., 2000

15. Волгин Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба. Анализ, проблемы, решения. М.: «ЭКЗАМЕН», 2003

16. Вопросы бюджетно-налогового федерализма в России и США. Материалы российско-американского семинара. М, 1996

17. Глобализация мирового хозяйства и мировые интересы России. М. ТЕИС. 2002

18. Государство в меняющемся мире. Всемирный банк. Отчет о мировом развитии 1996 г. М., 1997

19. Государство в меняющемся мире. Отчет о мировом развитии 1997. М., 1998 Государство и рынок: американская модель. Под ред. Портного М.А. и Супяна В.Б., М.: «АНКИЛ», 1999

20. Дмитриев М.Э. Бюджетная политика в современной России. М., Центр Карнеги, 1997

21. Дубянская Г.Ю. Заработная плата в процессе трансформации российской экономики (1992 1999 годы): хронология, динамика, проблемы. ML: ТЕИС, 2002

22. Егоров Е.В., Экономика общественного сектора России, М.,1998 Жан К., Савона П. Геоэкономика. М.: «Ad Marginem», 1997

23. Занятость отдельных социально-демографических групп населения в переходной экономике. Под ред. Колосовой Р.П., Разумовой Т.О. М.: ТЕИС, 1998

24. Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. М.: Едиториал УРСС, 2003.

25. Иноземцев B.JT. Социально-экономические проблемы XXI века: попытка нетрадиционной оценки. М., 1999

26. Кадомцева К.А. Роль государства в регулировании трудовых отношений// Государство и социальный диалог (учебно-методическое пособие). Центр социального диалога между субъектами трудовых отношений М., 2002.- 1 п.л.

27. Кадомцева К.А. Уровень жизни и размещение пожилого населения США/ Демографические и социально-экономические аспекты старения населения -М.: Диалог МГУ, 1999

28. Кадомцева К.А. Развитие бюджетного федерализма и выравнивание региональной социально-экономической асимметрии/ Социально-трудовая сфера (проблемы и пути решения). М, 2000

29. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М.: ГУВШЭ, 2001

30. Каргалова М.В. От социальной идеи к социальной интеграции, М., «Интердиалект+», 1999

31. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000

32. Крупнейшие города России: адаптация к рынку./ Обзор экономической политики в России за 1999 год. М., ТЭИС, 2000

33. Лебедева Л.Ф. США: государство и социальное обеспечение. Механизм регулирования. М.: Наука, 2000

34. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 1997

35. Любимцев Ю.И. Бюджетный федерализм./Курс экономической теории. Под ред. Сидоровича А.В., М., 1997

36. Методологические положения по статистике. М.: Госкомстат России, 1996. Вып. 1

37. Обследование населения по проблемам занятости, ноябрь 2000 г. М.: Госкомстат России, 2002

38. Региональная социально-экономическая асимметрия и механизмы ее выравнивания. Материалы межведомственного семинара, М., 1998

39. Региональная социально-экономическая асимметрия и механизмы ее выравнивания. Материалы межведомственного семинара, М., «ИНСАН», 1998

40. Рожкова В.В., Кадомцева К.А. Мониторинг производительности труда в экономике. Фонда «Институт экономики и социальной политики», М., 2002

41. Роль государства в экономики: мировой опыт. Под ред. Осьмовой М. Н., М., ТЭИС, 2000г.

42. Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма. Под ред. Валлих К., М., 1993

43. Смирнягин Л.В., Районы США: портрет современной Америки. М., 1989 Смирнягин Л.В., Российский федерализм: Парадоксы, противоречия, предрассудки, М., 1998

44. Средний класс России: количественные и качественные оценки. БЭА, М.: ТЕИС, 2000

46. Сокращение роли государства. Государственное управление и устойчивое человеческое развитие, UNDP, 1997

47. Стиглиц Д. Экономика государственного сектора. М., 1997 Стюарт К. Действительно ли межбюджетные трансферты в России обеспечивают выравнивание? М., 2002

48. Труд и занятость в России. М.: Госкомстат России, 1999

49. Тюнен И. Фон. Изолированное государство. М.: Экономическая жизнь, 1926

50. Федералист. Политические эссе. М., 1993

51. Федеральный бюджет и регионы. Опыт анализа финансовых потоков. Под ред. Лаврова A.M., М., 1999

52. Финансовая система Москвы./ Обзор экономической политики в России за 1999 год. М.,ТЭИС, 2000

53. Форрестер Дж. Динамика развития города. М.: «Прогресс», 1974 Якобсон Л.И., Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов, М.,1996

54. Яндиев М.И. Региональные и местные бюджетные системы, М, ТЕИС, 1997

55. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. //Вопросы экономики, 1997, №6.

56. Аникин А. Экономика США на исходе века: итоги и проблемы. // МЭиМО, 1998, №11.

57. Богачева О. США: шестой год стабильного экономического подъема. // МэиМО, 1998, №8.

58. Валентей С., Нестеров Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры. // Вопросы экономики, 1999, №4

59. Васильчук Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека.//МэиМО. 1997, №№ 9-10

60. Вильховченко Э. Социально-профессиональное развитие человека в производстве передовых стран.// МэиМО, 1997, №№ 8, 9

61. Гранберг А., Зайцева Ю. Темпы роста в национальном экономическом пространстве.// Вопросы экономики. 2002, №9

62. Дейкин А.И. Экономика США после «эпохи бюджетных дефицитов».// США: экономика, политика, идеология, 2000, №1,2.

63. Джинжолия А., Михнева С. К вопросу о содержании и природе внутреннего рынка труда. // Человек и труд, 2002, №9

64. Иванов Ю. О показателях экономического благосостояния.// Вопросы экономики. 2003. №2

65. Инвестиционный климат в России. Доклад экспертного института.// Вопросы экономики, 1999, №12

66. Ильин И., Кузнецов Г. Производительность труда: вверх по лестнице, ведущей вниз. // Человек и труд, 2002, №5

67. Исаенко А. Человеческий капитал определяющий фактор экономического роста.// Человек и труд. 2002. №3

68. Кадочников П., Синельников С. Система федеральной финансовой помощи субъектам РФ и финансовое поведение региональных властей в 1994 2000 годах. //Вопросы экономики, 2002, №8

69. Кириченко Э., Марцинкевич В. США: наивысшая точка подъема?// МЭиМО, 1999, №5.

70. Клепач А., Смирнов С., и др. Экономический рост России: амбиции и реальные перспективы// Вопросы экономики, 2002, №8

71. Лавров А., Христенко В., Экономика и политика российского бюджетного федерализма// Российский федерализм, М., 1999

72. Лавров А., Литвак Дж, Сазерленд Д. Реформа межбюджетных отношений в России: «Федерализм, создающий рынок».// Вопросы экономики, 2001, №4

73. Лапин А. Контуры региональной политики развития человеческих ресурсов.// Человек и труд, 2002, №12

74. Лаптев Ю. Как гармонизировать спрос на специалистов и их предложение. // Человек и труд, 2002, №5

75. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Бюджетный федерализм: диалектика централизации и децентрализации (материалы к лекциям и семинарам). // РЭЖ, 2002, №7.

76. Литвишко В. Расширение продуктивной занятости стимул и результат развития региона. // Человек и труд, 2002, №7

77. Любин В. Место и роль государства в процессе развития (круглый стол). // МЭиМО, 1998 г №12.

78. Марцинкевич В. США в процессе трансформации.// МЭиМО, 2000, №8. May В. Экономико-политические итоги 2002 года и особенности экономической политики в преддверии выборов.// Вопросы экономики. 2003. №2

79. May В. Посткоммунистическая Россия в постиндустриальном мире: проблемы догоняющего развития. //Вопросы экономики. 2002. №7

80. Мицек С. Следует ли России опасаться глобализации? // Вопросы экономики. 2002. №8

81. Монусова Г. Незанятость в России: вынужденная или добровольная// Вопросы экономики. 2001. №9

82. Московская А., Московская В. Качественные и количественные сдвиги в сфере занятости.// Вопросы экономики. 1999. №11

83. Наумов А.А. Бюджетная политика США в конце столетия.// США: экономика, политика, идеология. 1999, №12.

84. Научная стратегия развития (ее фундаментальные опоры и ориентиры) // Общество и экономика, 1998, №№ 3-5

85. Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал.// Вопросы экономики. 2003. №2

86. Новаковская О. Человеческий капитал как объект управления. //Человек и труд, 2002, №12

87. Осанкина В., Суворова Н. Миграция как фактор формирования реального рынка труда. //Человек и труд, 2002, №6

88. Писарев В. США и стратегия устойчивого развития.// США: экономика, политика, идеология. 1998, №2, 3.

89. Пороховский А.А. О концептуальных основах экономической политики, администрации в США.// США: экономика, политика, идеология, 1998, №11.

90. Реформирование федеративных отношений в России.// Вопросы экономики, №10, 2000

91. Рогов С.М. Администрация Клинтона: подводить итоги еще рано.// США: экономика, политика, идеология, 2000, №2.

92. Рогов. Американское государство накануне третьего тысячелетия.// США: экономика, политика, идеология, 1998, №11.

93. Роик В. Какую модель распределительной политики выбрать. //Человек и труд, 2002, №10

94. Роик В. Размышления по поводу бюджетных проектов на 2003 г. //Человек и труд, 2002, №12

95. Рубцов JI., Гагаринов. Уровень оплаты труда и текучесть кадров: зависимость обратная. // Человек и труд, 2002, №7

96. Синельников С. и др. проблемы моделирования воздействия межбюджетных трансфертов на финансовое поведение субнациональных властей.// Вопросы экономики, 2002, №5

97. Соболева И., Четвернина Т. Масштабы безработицы в России и способы ее измерения.// Вопросы экономики. 1999. №11

98. Супян В. США: сфера труда на пороге XXI века.// Человек и труд, 2001, №1. Танци В. Роль государства в экономике: эволюция концепций.// МЭиМО, 1998, №10.

99. Федченко А. Соотношение доходов работников и объема продукции требует обоснования. // Человек и труд, 2002, №10

100. Христенко В. развитие бюджетного федерализма в России.// Вопросы экономики, 2002, №2

101. Хурсевич С.Н. Как оптимизировать финансовую поддержку регионов.// «Федерализм», 1998, №2

102. Шишков Ю. Россия в глобализируемой системе международных хозяйственных связей. //РЭЖ, 1998, №№ 9-10

103. Ясин Е. Функции государства в рыночной экономике// Вопросы экономики, 1997, №6

104. Martinez-Vazguez J., Boex J. Russia"s Transition to a New Federalism, Washington, DC, World Bank, 2001

105. Ponsard C. History of Spatial Economic Theory. 1983 Statistical Abstract of the United States 1997, 1998, 1999, 2000 Samuelson P. Thunen at Two Hundred. International Economic Papers. December 1983

106. Weber A. Theory of the Location of Industries, ed. Friedrich. 1929 Weingast B. The Economic Role of Political Institutions: Market-Preserving Federalism and Economic Growth. Journal of Law, Economic and Organization, 1995, vol. 11, Spring

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.